Блог Татьяны Соловей: в Карпаты, на Килиманджаро

ART
14 апреля 2016

Fashion-обозреватель Vogue UA Татьяна Соловей съездила на открытие выставки под Ивано-Франковском с участием самых интересных молодых художников.


 
imageАндрей Сидоренко, "Защитник культурной фобии"

"А лижнык будет?" – приветствовали коллеги из Центра современного искусства Ивана-Франковска кураторов выставки "Килим. Сучасні українські митці" в арт-пространстве Zenko Foundation. Арт-пространство – правильная современная галерея со стерильными бетонными стенами – расположено в пасторальных карпатских интерьерах гостиничного комплекса "Коруна" в селе Татаров Ивано-Франковской области. Культурологическая шутка требует объяснения: лижныки, шерстяные тканые одеяла, и кылымы, тканые ковры – главное артизанальное достоинство края, заповедного этно-рая, производителя и хранителя традиционных ремесел.

"Разумеется, название провоцирует "работу на тему", – объясняют кураторы выставки Игорь Абрамович и Александр Соловьев, ключевые фигуры современного искусства Украины, арт-дилер и искусствовед. – Но для нас тема килима была не данью месту, а символом объединяющего момента, в котором есть традиционное и современное, архетипическое и ритуальное. Килим – это метафора соединительной ткани, объединения совершенно разных художников, собранных по оси Восток-Запад и Север-Юг".

О силе архетипа и образа, который сильнее географии, – гимн выставки, спонтанно сочиненный художником (и как оказалось отличным музыкантом – на его soundcloud зависла на два дня) Романом Мининым по случаю открытия. Называется "Килиманджаро", начинается с истории ресторана-гаража под терриконом в килимах, заканчивается вселенским масштабом: "Мы просто узоры на его коврах". 

Собственно, выставка оказалась гениальным примером тонкой и вдумчивой работы с национальными темами. Этно контекст с разной степенью изобретательности участники выставки зашивали в contemporary, оставив зрителям распутывать клубки ассоциаций. Как и в современной Украине, нашлось место мечтам, новостям и романтике переломного времени.

Алексей Сай, "Пейзаж cо следами взрывов" 
Артем Волокитин, "Аллегория" 
Дарья Кольцова, "Изгнание из рая"

Оградительная функция ковра и традиционного рисунка в работе Назара Билыка подается в современном образе защиты – армии. Скульптура "Конструктор" в виде стеклянного куба, выложенного трафаретом сборных игрушечных солдатиков  "армия в разобранном состоянии" – метафора защиты и утопии, когда эта защита не нужна в состоянии готовности и сборки. "Пейзаж со следами выстрелов снарядов" Алексея Сая продолжает своевременную тематику: художник сделал работу после обстрела Дебальцево. Растертые и разбитые до металлических дыр доски в нежно-голубых тонах напоминают пасторальные настенные ковры. "Ковер Обещаний" Романа Минина – о мире, сдвинутом и смонтированном из обещаний, "фатальных и несбыточных" – антиутопия в радужных тонах. "Какая охота?" – обижалась Даша Кольцова на комментарий к ее инсталляции "Изгнание из рая". На стене – сшитый из 10 плюшевых ковров килим с фрагментами мечетей, лесов и оленей, на которых в упор направлены подвешенные ружья. Работа "Изгнание из рая" – о процессе взросления и выхода из дома и жилища, которое ассоциируется с плюшевым ковром на стене. "Художник – ткач своего мира", объясняет свою работу Степан Рябченко. "Медонос" – продолжение его линии экспериментов с компьютерной графикой и сутью созданного в цифровой реальности произведения искусства, и метафора плетения как истории созидания в рамках отдельной человеческой жизни. "Птица, а не умеет летать" – тема, провоцирующая вопросы о глобальных смыслах и возможностях, – предмет размышлений Романа Михайлова. Акварельные панно "Украденный полет" с нелетающими птицами художник соотносит с восточным ковром-самолетом.

Назар Билык, "Конструктор памяти" 
Роман Михайлов, "Прерванный полет"

При этом внешний курс на этно помогает решению глобальных задач проекта. Zenko Foundation открылось в 2015 коллекционером и меценатом Зенко Афтаназивым вдалеке не только столицы, но и районных центров. Фундация создавалась с идеей нести искусство из столицы в массы – пример мировой тенденции так называемой децентрализации и создания множества очагов культуры. Здесь планируют устраивать не только выставки, но художественные резиденции и образовательные программы. Zenko Foundation стартовал с выставкой "Украинское современное искусство. Из частных коллекций" – камерным аналогом проекта, представленного в рамках X Art Kyiv Contemporary в "Мыстецком Арсенале". "Килим. Сучасні українські митці" – второй проект фундации. В соответствии с задачей организаторы планируют провезти выставку по прочим не-центрам: в Zenko Foundation она пробудет до 15 июня, 26 июня стартует во Львове в "Палаце мистецтв", а после открывается в Харькове 20 октября в Центре современного искусства "ЕрмиловЦентр".

Роман Минин, "Кылым обещаний" 
Степан Рябченко, "Медонос"

Тема этно, безусловно, встраивается в карусель местной туристической программы. Среди прочего здесь подают поездки на главный антикварный и продовольственный рынок региона – ярмарку в Косив. Ранней субботой на рынке местные в трениках резво бегают за сбежавшими поросятами и торгуют приезжим вишиванки, кахли, наивные рисунки на стекле и прочий скарб антикварной и сомнительной ценности. Приезжих тролят "узиром", но дружелюбно и радушно. С горным карпатским воздухом, баношем, речной форелью и грибной юшкой падкие на местную экзотику туристы радостно глотают все этническое огромными порциями. 

Выставка передового отряда современных художников Украины, поданная в национальном ключе, кажется гениальным тактическим ходом. Привлеченные туристической темой получают шанс открыть то, на что могли и не прийти. Задумка работает: в день после открытия уже были первые посетители из отдыхающих в соседних курортах, привлеченные афишами "Килимов".

 

Популярное на VOGUE