В конце марта в Гонконге в шестой раз прошла одна из главных ярмарок современного искусства – Art Basel. Александр Бланарь из аукционного дома Phillips специально для Vogue.ua подвел итоги ярмарки.

Азиатский рынок искусства сегодня один из самых интересных. Местные коллекционеры любят тратить деньги на хорошее искусство, постоянно открываются новые музеи, не только в Гонконге, но и по всему Китаю. Гонконская ярмарка моложе, чем Art Basel в Майами, которая проходит в декабре, и намного моложе июньского Art Basel в самом Базеле. Но именно поэтому организаторы стараются сделать ее максимально интересной, галереи привозят знаковые работы, а коллекционеры и арт-дилеры не скучают ни секунды.
В 2018 году на ярмарке было представлено 248 галерей из 32 стран мира, а посетило ее за 5 дней более 80 000 человек. И если в Майами или Базель едут люди, которым больше интересны вечеринки и знакомства со знаменитостями, то в Гонконге больше людей, которые искренне интересуются искусством и готовы его покупать.
О том, что Гонконг посещают в основном люди, которые готовы покупать и покупают дорогие работы, говорят продажи галерей на ярмарке. В первый час вип-открытия 27 марта коллекционер приобрел у галереи работу Виллема де Кунинга за 35 млн долларов. Как говорит Бретт Горви, со-основатель галереи, "это была фантастическая неделя на ярмарке для команды галереи". "Мы были заранее оптимистично настроены по поводу Гонконга, но как только все началось, приятно удивились страсти и вовлеченности среди коллекционеров".
Галерея Gagosian распродала часть работ со стенда еще до открытия ярмарки – настолько сильные были экспонаты, среди которых несколько Пикассо, Джон Каррин, а также коллаборация Такаси Мураками и Вирджила Абло за 275 000 фунтов.
Работа Субодх Гупта в галерее Arario
Мы знаем не так много индийских художников на мировой арт-сцене: Аниш Капур, которого больше принято считать британским художником, и Субодх Гупта, который создает инсталляции из металлической кухонной утвари. Но директор ярмарки в Гонконге отмечает, что в этом году увеличилось количество индийских арт-дилеров – они активно смотрят и покупают для своих клиентов. Среди участников три индийские галереи – Tarq, которая открылась в Мумбае 4 года назад, Sakshi, тоже из Мумбая, и Espace из Дели. Как пишет TheArtnewspaper, прошедшая в январе IndiaArtFair может похвастаться отличными продажами, а галеристы отмечают появление молодых коллекционеров, которые пока покупают не дорогое искусство. Но это здоровый показатель: появление молодых коллекционеров приводит к развитию рынка и появлению таких же молодых художников.
Все дни ярмарки в Гонконге прошли под знаменем немецкого фотографа Вольфганга Тильманса. В понедельник галерея Дэвида Цвирнера открывала в своем новом пространстве в Гонконге выставку Тильманса, во вторник там же, на террасе на последнем этаже было практически невозможно попасть на вечеринку в честь Тильманса и Джеффа Кунса. Гости пытались прорваться сквозь охрану или обманным путем проникнуть в лифты – пожарная безопасность не позволяла запустить всех желающих и приглашенных. В среду днем Тильманс радостно подписывал каталоги к новой выставке, а также свои виниловые пластинки. Ночью в модном баре Cassio он играл диджей-сет.
Даже Джефф Кунс, чьи новые работы были выставлены на стенде David Zwirner, не вызвал такого большого внимания. И даже фотосессия Джеффа Кунса на фоне его же работ не помогла побить популярность Тильманса. Эту выставку можно считать дебютной для Тильманса в Китае – в 2012 году он в первый и последний раз участвовал в групповом шоу в Шанхае.
За день до начала ярмарки аукционный дом Phillips открыл свою первую и постоянную галерею в Гонконге выставкой "HongKong.Spotlight.Now". На выставке-продажи были представлены работы Александра Кольдера, Марка Шагала, Хельмута Ньютона и многих других. Здесь же было несколько комнат для ювелирных украшений и коллекционных часов.
А в последние дни аукционный дом Sotheby’s провел несколько торгов в Гонконге, которые стали вторыми самыми успешными торгами для Sotheby’s в Гонконге за их истории. На серии аукционов представили чуть больше 1700 работ одного коллекционера, ушли все. А после в формате званного ужина провели аукцион коллекционных вин.
На ArtBasel есть секция Encounters, где выставляются большие инсталляции, которые не поместились на стенды галерей. В этом году секция включала в себя 12 работ, из которых 9 было создано специально для ярмарки. Если вы следите за ярмаркой в Instagram, то эти объекты вы не могли пропустить. Здесь и парящая в воздухе полупрозрачная ткань 8 метров на 6,5 метров художника Шинджи Охмаки, крутящаяся кухонная утварь Субодх Гупты, перфоманс от тайваньского художника Чоу Ю-Ченг, где в течение всего дня человек натирал белоснежные гигантские тарелки, гигантская деревянная лодка от японца Тошикатцу Эндо. Секция, которая однозначо поражает всех и вся.
Фото: пресс-служба ArtBasel