"Бумажный" цикл Александра Ройтбурда, исследование Революции Достоинства и проект о позиции женщины в украинском искусстве в PinchukArtCentre – среди самых интересных выставок ноября.
В галерее "Дукат" с 1 по 13 ноября
Несмотря на занятость в качестве директора Одесского художественного музея, Александр Ройтбурд продолжает много и насыщенно работать как художник. В октябре в Музее украинского народного декоративного искусства он показывал свои копии картин известных мастеров мирового искусств в рамках проекта "Копии для подмены", а в ноябре в галерее "Дукат" можно увидеть его новый проект Passe-partout. Художник говорит, что это так называемый "бумажный" цикл: такие картины в истории искусства чаще всего называют графикой, но Ройтбурд, как всегда, поступает по-своему и называе цикл "light-вариантом живописи".
В Bursa Gallery с 1 по 22 ноября
Выставка с очень теплым названием SALUT ARMEN – посвящение украинскому фотографу Армену Парсаданову, который ушел из жизни зимой 2018 года. Он был постоянным контрибьютором украинского и американского Vogue, его снимки публиковали The Calvert Journal и Dazed. В своих личных проектах, таких как Nutshell, Армен документировал типажи и личности киевской молодежи. Над выставкой работали друзья фотографа: Саша Мажара, Маша Рева, Витя Глущенко, Влад Дмытрив, Роман Химей, Ярема Малащук и Настя Калита. Команда собрала множество архивов, фото- и видео-материалов, пленок, записей фотографа. C 25 ноября выставка будет работать в культурном центре "Майстер-класс".
В PinchukArtCentre с 30 октября до 6 января
"Свое пространство" – острый, личностный, сложносочиненный проект, посвященный условному пространству женщины в украинском искусстве. Среди участников не только современные художницы – Жанна Кадырова, Влада Ралко, Алевтина Кахидзе, но и "классики" украинского народного искусства – Мария Примаченко и Анна Собачко-Шостак. Название выставки отсылает к эссе Вирджинии Вулф "Своя комната" (1929), в котором писательница говорит о стереотипах касательно позиции женщины-художницы в "мужском" мире. Одна из самых сильных точек выставки – работа Алевтины Кахидзе. В небольшом фильме под названием "44" она рассуждает о "репродуктивном насилии", повторяя 44 раза вопрос "а у вас есть дети?", а потом 44 раза отвечая на него с разными эмоциями: "нет". "44" – работа деликатная и женственная, это не вывод, а скорее приглашение к разговору – про моральное насилие, возможность выбора и стереотипы, которыми живет общество.
В Voloshyn Gallery с 15 ноября по 16 декабря
Художник-график Алексей Сай расширяет возможности визуального языка – и рисует свои картины в обычной таблице Excel, а потом распечатывает. Этими "опытами" Сай занимается с 2004 года, а в 2007 в Киеве прошла его первая "excel-выставка". В Voloshyn gallery он представит новый цикл "Что я здесь делаю", посвященный офисной культуре и клеркам как исчезающем виде. Excel – стандартная программа пакета Microsoft Office, с которой в жизни сталкивался любой человек, в ироничной интерпретации Сая приобретает новые смыслы.
В Мыстецком Арсенале с 21 ноября по 27 января
30 художников из 15 стран мира обьединились в работе над уникальным проектом "Революціонуймо". Через живопись, инсталляции, фото и видео художники исследуют украинскую Революция Достоинства как социальное явление. Одна из главных тем выставки – возможность искусства в период социального кризиса. Директор Мистецького Арсенала Олеся Островская-Люта говорит, что "Революціонуймо" – попытка поместить украинский опыт протеста в мировой контекст. Кураторы выставки – Екатерина Филюк и Натания Ван Дайк.