6 самых знаменитых меценатов в истории искусства

ART
23 ноября 2019

Художник, вопреки поговорке, не должен быть голодным: финансовая независимость дает возможность не работать в угоду рынку и не продавать картины за бесценок. Иногда звезды складываются так, что до прихода коммерческого успеха к художнику приходит меценат. Он не заключает контракта с художником, и не регламентирует его деятельность, а только всячески, с помощью денег и связей, способствует развитию и привлекает новых ценителей. В обзоре Vogue.ua – шесть важных меценатов в мировой истории.

Лоренцо Медичи. Великолепный

Клан олигархов Медичи были правителями Флоренции с XIII по XVIII век. Олигархами они были потому, что четверо его представителей были римскими папами, а также в этом роду были две французские королевы.

Бюст Лоренцо Медичи, автор Андреа Веррокьо

В 1469 году к власти пришел двадцатилетний Лоренцо Медичи, человек с широким кругозором и современными взглядами. И благоустроенная Флоренция стала процветать еще больше: возводились новые здания (те, кто занимались их строительством, получали налоговые льготы), учреждались учебные заведения, посвященные изучению искусства. Культурная жизнь тоже была на высоте: в городе проходили карнавалы и рыцарские турниры. Продолжая традиции своей семьи, основанные еще дедом, Козимо Медичи, Лоренцо Великолепный стал щедрым меценатом и коллекционером произведений искусства своей эпохи. Его "придворными" художниками были гении Возрождения Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Донателло. Покровительствовал он и Леонардо да Винчи. Система была такая: правитель обеспечивал талантливых и интересных ему лично творцов заказами на самых выгодных условиях. По заказу Лоренцо, Ботичелли создал свою знаменитую "Весну", Рафаэль написал портрет папы Льва X, Тициан – портрет Ипполлито Медичи, а Микеланджело расписал капеллу Медичи.

"Весна" Сандро Боттичелли

Подопечные правителя получали и общественные заказы – несмотря на конкурсную систему, Медичи часто оказывал влияние на окончательный выбор автора. Рекомендации и подарки тоже были частью его политики – Лоренцо советовал флорентийской знати архитекторов для строительства вилл и росписи капелл, дарил иностранным королям скульптуру и живопись своих соотечественников... Но есть версия, что Лоренцо Медичи не был таким уж "рафаэлевским ангелом", а наоборот, и в духе своего времени, отравил придворного мыслителя Джованни Пико делла Мирандола.

Пегги Гуггенхайм. Богатая наследница.

Пегги (Маргерит) Гуггенхайм родилась в известной еврейской семье в 1898 году. Это ее дядя, американский богач и меценат Соломон Гуггенхайм, на свои деньги открыл музеи современного искусства в Нью-Йорке и Бильбао. Начало жизни Пегги ознаменовалось историческим событием – отец утонул на Титанике, когда ей было 14 лет. Даже получив огромное наследство, она приняла решение работать и устроилась в книжный магазин авангардной литературы. Там и заинтересовалась искусством всерьез. В первую очередь актуальными тогда направлениями – абстракционизмом и сюрреализмом.

Пегги Гуггенхайм

После замужества Гуггенхайм оказалась в Париже, где познакомилась с самыми известными французскими художниками ХХ века. И вот тогда пригодилось наследство. Пегги начала коллекционировать произведения Миро, Кандинского, Пикассо, Брака. В 1938 году открыла в Лондоне галерею под названием "Юная Гуггенхайм". Так появляется Пегги-галеристка и Пегги-меценат и инвестор. Ее инвестиционной стратегией стала покупка работ молодых авторов. Тогда сам Марсель Дюшан (еще начинающий художник) влиял на развитие ее вкуса (а она – на развитие его карьеры). Сначала Пегги вкладывала деньги только в знаменитых авторов, но быстро поняла, что это невыгодно. Благодаря опыту и окружению, она сориентировалась, что коммерчески интересно покупать новичков. Они стоили дешево, но могли подорожать в разы в любой момент. При этом галеристка не ждала этого роста цен как само собой разумеющеегося, а вкладывала свой капитал в развитие молодых художников. Так, первой выставкой в ее лондонской галерее стала презентация молодого Жана Кокто, после – Василия Кандинского. С каждой выставки Гуггенхайм покупала по одной работе художника, которого выставляла. При небольших первоначальных вложениях, ее личная коллекция росла в цене.

"Пейзаж с красными пятнами", Василий Кандинский, 1913; Peggy Guggenheim Collection, Venice

Талантом Гуггенхайм было находить таланты. Например, разглядев потенциал молодого Джексона Поллока, Пегги назначила ему стипендию. При такой финансовой стабильности художник может позволить себе фокусироваться только на творчестве. Помогала она и многим другим молодым авторам, привлекая их к организации выставок и расплачиваясь красками. Благодаря не только своей деятельности, но и эксцентричности, Пегги Гуггенхайм стала значимой фигурой на мировой арт-сцене. Когда Греция в 1949 году из-за гражданской войны отказалась от участия в Венецианской биеннале, американке позволили принять участие в этом событии со своей коллекцией. То есть наравне с другими странами выставочный павильон заняла личность, а не государство.

Пегги Гугенхайм и Джексон Поллок, фото phaidon.com

Среди самых известных предметов в ее коллекции – произведения Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Константина Бранкузи, Марка Шагала, Казимира Малевича, Макса Эрнста, Рене Магритта, Фернана Леже, Амедео Модильяни, Пита Мондриана и других великих художников ХХ столетия.

Галуст Гульбенкян. "Господин пять процентов"

В этом году исполнилось пятьдесят лет со дня создания Музея Галуста Гульбенкяна – первого в списке лиссабонских художественных музеев. В нашей стране его имя почти неизвестно, а в свое время он был одним из самых богатых и знаменитых меценатов в мире.

Галуст Гульбенкян

Галуст Гульбенкян родился в 1869 году в Константинополе, в зажиточной армянской семье. Как принято у богатых наследников, учился в Лондоне на инженера-нефтяника и изучал этот промысел в Баку. Работая в Великобритании и Франции, на Ближнем и Среднем Востоке, он постепенно превращался в крупного нефтяного магната. Прозвище "господин пять процентов" Галуст получил после того, как в 1928 году, после реорганизации своего бизнеса, сохранил пять процентов акций компании Iraq Petroleum Co. Ltd. Эти пять процентов сделали его миллионером. Страсть же к коллекционированию пришла еще в подростковом возрасте – на константинопольском рынке, на карманные деньги, он купил старинные монеты. Это сочетание восточного происхождения и европейского образования и сформировало его вкус и любовь к искусству.

Резиденция Галуста Гульбенкяна в Париже

Первые серьезные приобретения в коллекцию состоялись в конце двадцатых годов. Советское правительство, во главе со Сталиным, выставило на продажу часть произведений коллекции Эрмитажа, и Гульбенкян, торговавший тогда нефтью с Союзом, стал первым покупателем этих музейных работ. Содействовал ему в этих сделках нарком внешней торговли Анастас Микоян. Всего восточный миллионер купил пятьдесят один эрмитажный экспонат на 278 900 фунтов. Среди них: мраморная скульптура Дианы Жана-Антуана Гудона, работа Рубенса "Портрет Елены Фоурмен", картины Рембрандта и Дирка Боутса. Позже миллионер пополнил свою коллекцию шедеврами импрессионистов Мане, Моне, Дега и Ренуара.

На протяжении всей жизни Галуст Гульбенкян вел филантропическую деятельность: на его деньги построена армянская церковь в Лондоне, а в Иерусалиме – библиотека армянской патриархии. Для успешных армян это и в наши дни обычное дело – спонсировать культурные проекты в Армении, находясь вдали от нее. Поэтому в современном небогатом Ереване такие ухоженные музеи, а по всему городу расположена скульптура Жауме Пленсы, Фернандо Ботеро, Барри Флэнагана. Мировая война застала нефтяного магната в Париже. В связи с этим, в 1942 году, он переезжает в Лиссабон, вместе со своей коллекцией. В Португалии он прожил всю оставшуюся жизнь.

Музей в Лиссабоне

После смерти Галуста Гюльбенкяна в 1955 году, согласно его завещанию, был создан благотворительный фонд его имени. В 1969 году в Лиссабоне был основан знаменитый Музей Галуста Гульбенкяна, о котором говорилось выше. Все огромное собрание филантропа хранится там. Экспозиция выстроена так, что зритель начинает свой просмотр с древности и до наших дней, "путешествуя" из страны в страну. Сначала можно посмотреть экспонаты древнего египетского, греческого, римского, персидского и даже японского искусства. Во второй части музея предметы европейского искусства, начиная с одиннадцатого века и до середины двадцатого. Около музея разбит парк с небольшим прудом, около которого гуляют утки. Посреди парка стоит огромный памятник самому Гульбенкяну, за спиной у него – исполинский орел. Как истинный покровитель искусств, он будто по-прежнему на страже своей замечательной коллекции.

Сергей Щукин и Иван Морозов. Купцы, которые не торгуются.

Быть меценатом на рубеже XIX-XX веков было очень модно, почти обязательно. Покровителями художников, в основном, становились владельцы промышленных предприятий. Текстильный магнат Сергей Щукин и владелец ситцевой мануфактуры Иван Морозов вошли в историю как знаменитые коллекционеры французской живописи начала ХХ века.

Минимум два раза в год они приезжали в Париж, на художественные салоны. Там основательно закупались, доверяя своему вкусу и доверяя художникам. Посещали купцы и лавку знаменитого торговца картин Амбруаза Воллара (организатор первых выставок-продаж Ван Гога, Гогена, Сезанна). В доме Сергея Щукина работы были развешены как в музее. Зал Гогена – в столовой, в гостиной – зал Матисса. Матисс и познакомил Щукина с Пабло Пикассо. Коллекционер тут же приобрел чуть ли не самую первую радикальную кубистическую картину "Дама с веером", хотя она никак не вписывалась в его коллекцию. В том же 1908 году, Щукин купил у испанца целых 20 работ, а всего их в щукинском собрании пятьдесят одна. Пикассо быстро разбогател на русских деньгах и перебрался из своего барака на Монмартр, где его карьера уже пошла в гору по-настоящему. Любимый щукинский художник Матисс тоже стал коммерчески успешным, обзавелся усадьбой в пригороде Парижа, где написал самые знаменитые свои работы: "Танец" и "Музыку". Представленные на Салоне в Париже, они были приняты публикой в штыки, мол, это не искусство, слишком все упрощено. Щукин же, поколебавшись, поддержал художника и купил обе эти картины.

"Дама с веером", Пикассо, 1909

Создавая внушительные коллекции, московские миллионеры мечтали создать музеи для своей страны, и представлять в них французских авторов. Щукин даже успел открыть галерею прямо у себя дома. Любой желающий мог записаться по телефону и посетить выставку. А потом началась война, пришла революция, а с ней и большевики. В 1918 году обе коллекции были национализированы. Щукин эмигрировал сразу же. Морозова назначили хранителем собственной коллекции, но на должности он выдержал неделю и тоже покинул Россию. Оба не смогли увезти с собой ни одной работы. По оценке аукционного дома Sotheby’s все собрание Ивана Морозова из 278 картин и 23 скульптур стоит пять миллиардов долларов, а коллекция Сергея Щукина (264 полотна) – восемь с половиной миллиардов. Так, покупая картины авторов, к которым Франция была еще равнодушна, а в России еще совсем не понимали, Щукин и Морозов собрали многомиллиардную коллекцию французской живописи ХХ века.

Митрополит Андрей Шептицкий. Пророк в своем отечестве

В 1865 году, неподалеку от Львова, в обеспеченной семье коллекционера графа Яна Шептицкого и польской писательницы и художницы Софии Фредро родился сын Роман Мария Александр. Впоследствии – митрополит Андрей Шептицкий. Воспитанный в аристократической семье, он владел десятью языками, но больше всего любил и ценил искусство.

Самым важным вкладом Шептицкого в поддержку украинской культуры стало основание львовского музея. Помещение для него в 1905 году митрополит купил у одного поляка, поручив провести сделку евреям, так как украинцам дом продавать не хотели. Государство эту частную инициативу не поддержало, и митрополит сам передал на развитие музея двадцать пять тысяч долларов, и дальше содержал его в течение двадцати лет, создавая на западной Украине традиции пожертвований на благое дело и задавая моду на коллекционирование. Сначала это был частный церковный музей, с огромным собранием икон, но уже в 1913 году был передан львовской общественности как Национальный музей имени графа Андрея Шептицкого. В коллекции уже насчитывалось восемьдесят тысяч экспонатов (предметы старины, книги, монеты, иконы, картины). Сегодня это Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого, в состав которого входит еще несколько мемориальных музеев.

Спонсорская деятельность Шептицкого не была хаотичной. И действовал он не только в интересах художников, но, главным образом, и ради будущего Украины. Как современный, образованный человек, митрополит осознавал, что нашей стране необходим выход на европейский горизонт, понимал тупиковость "шароварщины". К тому же наступала советская власть – нужно было что-то предпринимать для сохранения национальной культурной идентичности. В первую очередь Андрей Шептицкий решил обеспечить качественное образование для отечественных художников. Начиная с 1910 года, он определял стипендии на обучение и на Галичине, и за границей: в художественных академиях Мюнхена, Парижа, Кракова. Среди первых маляров, получивших такую помощь, были известные Модест Сосенко и Михаил Бойчук. Поддерживал Шептицкий и сотни культурных сообществ на Галичине, и художественные конкурсы, и выставки; к нему обращались даже профессора, с просьбой поддержать их бедствующих студентов.

"Девушка возле дерева", Михаил Бойчук

Познакомившись с известным мастером Олексой Новаковским, митрополит тут же предлагает ему свою щедрую поддержку и приглашает Новаковского возглавить только что основанную частную художественную школу. За время сотрудничества с владыкой, Новаковский создал около двухсот картин и приобрел множество последователей и учеников (их тоже спонсировал митрополит). Это был большой человек (и в прямом смысле тоже – рост его составлял два метра десять сантиметров), и память о нем увековечена в десятках памятниках и улицах его имени.

Текст: Светлана Старостенко

Популярное на VOGUE