4 перформанса, которые оставили след в современном искусстве

ART
10 апреля 2019

От Марины Абрамович до Криса Бурдена. Vogue.ua рассказывает о самых ярких перформансах ХХ века.

Сложно переооценить роль перформанса в современном искусстве. Он создает новые смыслы, ставит под сомнение истины и с помощью человеческих действий разрушает границы искусства. Перформанс неоднозначен – и это его главная особенность. Vogue.ua вспоминает о самых важных перформансах ХХ века – от Марины Абрамович до Криса Бурдена. В них художники говорят о неоднозначных отношениях с человеческим телом, непринятии политических реалий и о взаимоотношениях между людьми.

Йозеф Бойс, "Я люблю Америку, а Америка любит меня" (1974)

Йозеф Бойс – немецкий художник, один из главных представителей международного течения "Флуксус", а также ярый противник вьетнамской войны, что доказывает его политический перформанс "Я люблю Америку, а Америка любит меня". В 1974 году для осуществления своей акции он из Дюссельдорфа прилетел в Нью-Йорк. Прямо из аэропорта Йозеф, закутанный в войлок, на носилках и на карете скорой помощи был доставлен в галерею Рене Блок. Перформанс заключался в том, чтобы провести три дня наедине с диким койотом. Таким образом, Бойс выступил против американской цивилизации, за возвращение к архаичной Америке, ведь койот – символ первобытной Америки. После окончания акции Бойс обнял койота и так же на носилках, в карете скорой помощи был доставлен в аэропорт, ни разу не ступив на американскую землю. Сам художник рассказывал об этом так: "Я хотел оградить себя и не видеть ничего в Америке, кроме койота".

Орлан, "Вездесущность" (1993)

Орлан – французская художница, феминистка, автор многих персональных выставок, а также кавалер ордена Искусств и литературы Франции. В начале 90-х художница прославилась проектом "Перевоплощение святой Орлан" из девяти рискованных перформансов, в том числе заключающей акцией "Вездесущность". Орлан пожертвовала своим телом ради искусства, превратив себя в арт-объект и став моделью для пластической хирургии. В прямом эфире американский хирург Марджори Крэмер трансформировала различные части лица художницы, вводя в них силикон. Орлан активно выступает в защиту прав женщин, поэтому целью проекта было отрицание навязанных стандартов красоты.

Крис Бурден, "Транс-Фикс" (1974)

Крис Бурден – американский художник, один из пионеров боди-арта, который превратил свое тело в арену для экспериментов. Огонь, свинец, битое стекло, электричество, пули – это еще не полный арсенал того, что он использовал в своих провокационных перформансах. Центральная тема его акций – личная опасность. В 1971 году состоялся первый громкий перформанс Бурдена "Выстрел". Во время акции художнику с расстояния пяти метров прострелили левую руку. Этот перформанс интерпретируют как заявление о разрешении американцам носить оружие во время вьетнамской войны. В 1974 году художник проводит свой второй известный перформанс "Транс-Фикс". Бурден лежал лицом вверх на Volkswagen Beetle, а обе его руки были пригвождены к задней части машины, инсценируя распятие. Этот перформанс был увековечен в песне "Joe the Lion" Дэвида Боуи.

Марина Абрамович и Улай, "Энергия покоя" (1980)

Художники и бывшие возлюбленные – Марина Абрамович и Улай – провели множество совместных перформансов, транслируя через искусство все тонкости и сложности любовных отношений. Перформанс "Энергия покоя" был проведен в Амстердаме в 1980 году. Во время акции художники стояли друг напротив друга, держась за огромный лук, при этом падая назад. Улай держал тетиву и стрелу, нацеленную прямо в сердце художницы, а Марина – сам лук. Интересной деталью перформанса стали микрофоны, которые были прикреплены к телам художников, отслеживая и передавая их сердцебиение. Главная идея перформанса – показать важность доверия в отношениях. Позже Марина Абрамович рассказала, что это было самое тяжелое произведение, ведь ответственность за ее жизнь была в чужих руках.

По материалам Vogue.fr

Популярное на VOGUE