В культовой сумке CHANEL 11.12 прошиты коды модного Дома и безграничные возможности для дизайнерских комментариев.
В феврале 1955 года Габриэль Шанель совершила малую революцию в мире моды, представив публике сумку 2.55 с зафиксированной в названии датой выхода модели. Металлическая цепочка, которая позволяла носить сумку через плечо и впервые в истории освободила дамские руки, была навеяна детскими воспоминаниями Габриэль, выросшей у монахинь аббатства Обазина. На подобных цепочках настоятельницы носили ключи, отпиравшие ворота на свободу — за пределы монастыря. Та же аллюзия таится в гранатовой подкладке сумки — цвета униформы аббатства, где будущая модельер строила планы на жизнь, полную приключений. Коко изобрела сумку на все случаи жизни: в ней появились карманы для помады, пудреницы, зеркала, театральных билетов, денег и специальное отделение для любовных писем. Изначально изготовленная из черного шелка, позже 2.55 была выпущена в версии из кожи.
Развязав женщинам руки, Шанель задекларировала: рациональный дизайн важен так же, как элегантность. "Роскошь должна быть удобной, в противном случае это не роскошь", — утверждала Коко. Модель 2.55 раскупили мгновенно: с ней дефилировали Брижит Бардо, Анна Карина, Жанна Моро, Катрин Денев, Роми Шнайдер — самые эмансипированные девушки своего времени. Создав 2.55, Шанель провозгласила, что довольствоваться утрированно миниатюрными ридикюлями женщины уже не хотят — пришло время сумки, соответствующей новому стилю жизни, в котором самореализация ценится не меньше внешности. В 1983 году, когда Карл Лагерфельд приступил к обязанностям художественного директора, первое, что он сделал, — четко определил коды Дома CHANEL. Разумеется, легендарная сумка, наряду с твидовым жакетом и маленьким черным платьем, возглавила список. Переосмыслив 2.55, Лагерфельд создал сумку 11.12 (в сумме цифры дают "пятерку" — любимое число Мадемуазель) — и фактически усовершенствовал совершенство.
В модели, представленной Лагерфельдом, цепочку Classic дополнили тонкой лентой из кожи, а застежку Mademoiselle заменили лого в виде скрещенных букв C. Фирменный ромбовидный квилтинг, который Габриэль Шанель заимствовала с курток наездников, сохранили. В усовершенствованной 11.12 семь карманов: один для помады, два со вставками для карточек, два больших универсальных кармана, карман-"улыбка" на тыльной части сумки и, разумеется, карман на молнии для любовных писем — точь-в-точь как у предшественницы 2.55.
Изготовление культовой сумки начинается с раскроя кожи — эта работа требует скрупулезности и выверенности движений. Сумку 11.12 изготавливают мастера с опытом работы не менее пяти лет, в совершенстве владеющие своим ремеслом. После простегивания каждой части сумки в технике point droit de couturière под клапаном прошивается двойная C. Корпус и основание соединяют вручную с эффектом "сумка в сумке". Габриэль Шанель считала, что "в роскошной вещи изнаночная сторона так же красива, как и лицевая", поэтому кожаную подкладку сумки вшивают с той же тщательностью, что и подкладку одежды. Кроме того, швы points de bride укрепляют структуру сумки. CHANEL 11.12 производят в Ateliers de Verneuil-en-Halatte, одном из Métiers d’art CHANEL, расположенном в Уазе, к северу от Парижа. Процесс изготовления включает около 180 операций и занимает приблизительно 15 часов. Виржини Виар, преемница Карла Лагерфельда на посту креативного директора Дома, относится к легендарной модели 11.12 с почтением — сумка неизменно появляется в новых коллекциях. Модельер не стремится к экспериментам и метаморфозам, но видит особый шик в минималистичных формах — мадемуазель Шанель это пришлось бы по душе.
Текст: АНАСТАСИЯ ЙОВАНОВСКАЯ