В архиве Cartier хранится фото двух брошей, которые можно считать прекрасным примером одних из самых ангажированных украшений в истории. На одной пташка, сложенная из красно-бело-синих драгоценных камней, стоит на пороге раскрытой клетки. На второй – закованные в цепи птенцы из ляпис-лазури и коралла. Если увидеть год создания одной из них – 1944 – смысл иносказания открывается довольно просто. Эти украшения было ювелирным проявлением патриотизма Cartier.
Оккупация Парижа во время Второй Мировой началась в июне -- 22 июня 1940 Франция капитулировала перед Германией. В последующие четыре года жизни французы сравнивали себя с птицами, запертыми в клетку – и ювелирный директор парижского отделения Cartier Жанна Туссен в 1942 создала эскиз украшения по мотивам. В 1944, год освобождения Франции, брошь появилась в витринах парижского бутика Cartier с небольшой поправкой: клетка была открыта, и птица в цветах национального флага была свободна.
Ювелирный директор парижского отделения Дома Cartier Жанна Туссен (работала на этой должности с 1933 по 1970-е годы) была не только первым не-членом семьи, допущенным к управлению фирмой, но и первой женщиной ювелиром в истории Cartier. Она была отчаянно артистична и смела во всех своих решениях. В архиве Cartier показывают ее фото: нервное породистое лицо, нос с идеальной горбинкой, проницательный взгляд. Говорят, что в Париже в 30-е возникло выражение le gout Toussaint – вкуса к украшениям в стиле ар-деко, легким и современным, желтому золоту, монгольскому стилю и – политическим высказываниям при помощи драгоценностей.
Текст: Таня Соловей
фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier
Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier
Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier