История одной вещи: ботинки Dr. Martens

1 апреля 1960 года впервые в продажу поступили культовые ботинки Dr. Martens. За 60 лет эта пара обуви приобрела статус классической модели и фактически стала базовой вещью гардероба.

image

История Dr. Martens берет начало после окончания Второй мировой войны. "Неделя как кончилась война. Многие начали грабить. Но в то время, когда все искали ценности, такие, как ювелирные изделия и меха, я выбрал немного кожи, иглу и нитки и сшил пару ботинок с толстой воздушной подошвой, как я себе и представлял", – сказал доктор Клаус Мертенс.

Именно Клаус Мертенс (немецкий вариант фамилии Märtens переделали на английский манер Martens) разработал толстую подошву на воздушной подушке, после операции на ноге в 1945 году, и начал вместе со своим другом доктором Гербертом Функом продавать такую удобную обувь пожилым женщинам. Так, на протяжении более 10 лет они продавали обувь и размещали рекламу в журналах, которая сделала свое дело, и о дизайне Мертенса узнали в Англии, непосредственно семья обувщиков Григгс.

Билл Григгс приобрел у Мертенса лицензию на его дизайн в конце 1950-х годов. Они начали сотрудничать, и в результате выпустили модель Dr. Martens 1460, в создании которой использовался оригинальный дизайн Мертенса, но при этом были добавлены знаковые детали: желтая строчка, фирменная петля на пятках, двухцветная кромка и рифление подошвы. С тех пор этот ботинок стал флагманской моделью бренда.

Ботинки Dr. Martens 1460 изначально позиционировали как обувь рабочего класса (тогда они стоили 2 фунта), которую носили почтальоны и фабричные рабочие. Но поскольку эти ботинки появились во времена социальных изменений, они стали своего рода контркультурным символом.

Внезапно Dr. Martens стали атрибутом скинхедов, которые с гордостью отстаивали британский стиль рабочего класса, тем самым изменили ход истории бренда, превратив этот функциональный ботинок рабочей одежды в субкультурную вещь. Внешность скинхедов была ответом "простолюдинов" на более витиеватый стиль модов. Чаще всего они носили Dr. Martens 1460, белую футболку и светлые Levi’s.

Благодаря субкультуре скинхедов, различные фигуры контркультуры начали обращать внимание на ботинки. Основатель и лидер группы The Who Пит Таунсенд был первым, кто выступил в Dr. Martens. Вскоре эта пара ботинок стала популярной среди прочих субкультур. Даже среди модов. В 1975 году Элтон Джон надел знаменитую пару Dr. Martens в рок-опере The Who, и 1460 стали всемирно известными.

В 1970-х годах Dr. Martens были невероятно популярны в Великобритании. Когда моды и скинхеды раскололись на различные жанры эпохи (глэм, панк, готы), у них все равно оставалась одна связывающая вещь – Dr. Martens 1460. Особенно эта пара привязалась в панкам, став неотъемлемой частью их эстетики и униформы, наряду с кожаными куртками и булавками.

После того как Dr. Martens стал неразрывно связан с панком, он стал и частью мира хардкора. Тогда международная популярность бренда резко возросла. Непосредственно из-за гастролей музыкантов в США. На тот момент купить ботинки в Соединенных Штатах было не так просто. Потенциальные американские панк-рокеры не могли найти ботинки в магазинах, а просить у друзей-путешественников привезти пару – не очень-то удобно. И к 1984 году Dr. Martens уже начали продавать в магазинах США.

Это привело к тому, что Dr. Martens утвердились на гранж-сцене Сиэтла в начале 90-х. Их носили Эдди Веддер из Pearl Jam, Бриджит Фонда и Мэтт Диллон появились в них в инди-хите 1992 года Singles. А тогда уже и Марк Джейкобс внедрил гранж на подиум со своей коллекцией сезона весна-лето 1993 года. Как можно догадаться, без Dr. Martens там не обошлось.

Когда в 2000-х рок-музыка начала сдавать свои позиции, продажи Dr. Martens упали. Но с брендом продолжали сотрудничать другие дизайнеры. Одними из крупных коллабораций были в 2009 году с Рафом Симонсом и Stüssy, в 2012-м – с Pendleton. На данный момент в послужном списке компании совместная работа с Supreme, Bape, Gosha Rubchinskiy, Off-White, Engineered Garments и Vetements. Таким образом ботинки Dr. Martens 1460 сегодня – это одна из самых популярных пар обуви, хотя уже без какого-либо культурного подтекста.

Популярное на VOGUE