Выставка Хорста в V&A как чудо
/>
Мюриэл Максвелл на обложке американского Vogue, июль, 1939
Графичные черно-белые линии выглядят как чертежный план. Они спускаются по узкому пространству за геометричным узором пола и следуют от фотографий грациозных моделей в рамках до платьев на манекенах.
На стене у входа на выставку в лондонском музее Виктории и Альберта крупным трехмерным шрифтом написано одно слово: H O R S T.
Шоу посвящено фотографу, прошедшему за 60 плодотворных лет путь от Баухауса до высокой моды. Результат – триумф куратора Сюзанны Браун, чья выставка "Хорст – фотограф стиля" (работает до 4 января) отражает его творчество точно и ясно. Она начинается с исследования легендарных фотографий, демонстрирующих элегантную игру контрастов света и тени, которой фотограф славился в 1930-е годы.
/>
Продолжение экспозиции раскрывает увлечение Хорста Сальвадором Дали и сюрреалистами, а также его филигранные портреты кинозвезд Риты Хейворт и Джинджера Роджерса. Заключительная вспышка цвета на 94 обложках Vogue и 25 гигантских фотографий, специально для этой выставки напечатанных архивом Сonde Nast.
Вся выставка убедительно свидетельствует об энергии и глубоком знании вопроса ее организаторов.
/>
Костюмы Сальвадора Дали для балета Леонида Массине
Небольшую часть выставки Сюзанна Браун посвятила стилизованно-эротичным личным работам фотографа: мы видим графичное переплетение мускулистых мужских тел в 50-х, предшевствующее более откровенным работам Роберта Мэпплторпа в 1980-х. Я заметила, что работы были одолжены из частной коллекции Элтона Джона и Девида Ферниша.
У меня есть особое духовное родство с Хорстом, хотя я никогда не работала с ним. Когда я делала исследование для своей книги The Windsor Style о герцоге и герцогини Виндзорских, Валентин Лофорд, многолетний партнер Хорста, пригласил меня в их дом в Oyster Bay Cove на Лонг Айленде. Там я буквально погрузилась в модернизм, любовь к которому зародилась у Хорста еще во время учебы у архитектора Ле Корбюзье в 1930. Стиль модерн был разбавлен романтическими акцентами – рисунками Кристиана Берара, разноцветными тунисскими коврами с узорами и буйным садом вокруг.
/>
Валентин Лофорд оставался все тем же непоколебимым английским дипломатом, каким он был в 1947-м, когда начался их роман. Вместе мы перелопатили хранящиеся в обувных коробках архивы, разглядывая фотографии Виндзоров в их парижском особняке и принадлежащую Уоллис коллекцию фарфоровых мопсов из мейсенского фарфора.
Большинство работ Хорста имеют мировую славу, а это значит, что эти культовые картинки мы встречаем как старых друзей: растянувшаяся на диване Коко Шанель, чей точеный профиль смягчает наполненный любовью взгляд вдаль; Марлен Дитрих в строгом черном костюме и шляпе над подведенными глазами.
/>Марлен Дитрих, Нью-Йорк, 1942
И, конечно, фотографию? которую на самом деле можно назвать "иконической": зашнурованный корсет Mainbocher 1939-го года, последняя фотография, сделанная Хорстом перед его переездом из Парижа в Нью-Йорк в начале войны.
Модели фотографа тоже легендарны. Иногда это светские дамы, как Глория Вандербильт, пухлогубая нью-йоркская красавица в 1941-м. Или вечная шведская модель Lisa Fonssagrives, одинаково элегантная в леопардовом пальто Molyneux и классическом черном Chanel.
Куратор называет Хорста "волшебником света". И чтобы объяснить нам, за счет чего достигается это волшебство, она нашла вариации на тему знаменитых фотографий. Например, Кармен Дель"Орефайс - единственная из моделей Хорста, которая жива до сих пор. Cфотографирована во время массажа лица в 1946-м. Фотография сделана сначала анфас, а затем – под драматичным углом, и так и была напечатана. В тщательно продуманном выставочном каталоге модель рассказывает, как Хорсту удалось разглядеть классическую красоту, скрывающуюся за ее волосами.
Одежа на выставке принадлежит дизайнерам той эпохи – Chanel, Lanvin, Maggy Rouff и Vionnet. Это необязательно полные копии, но вещи, имеющие соответствующие модные жесты: текучие металлизированные ткани, ленты и драпировки, отражающиеся в зеркальных стенах. Одежда такая маленькая, что музею пришлось заказывать специальные манекены.
Организаторы выставки продумали эффектный контраст между первой комнатой, посвященной работам с тенью и светом, и следующей, которая отражает яркие и смелые годы увлечения Дали. Этот этап работы Хорста с Дали и Эльзой Скьяпарелли демонстрирует, насколько все формы визуального искусства были взаимосвязаны в тот плодотворный парижский период между двумя войнами.
/>
Корсет Detolle для Mainbocher, 1939
Выставка предлагает много сюрпризов: оригинальные карандашные наброски Хорста для фотографии корсета Mainbocher, в то время как другие блокноты с эскизами представлены в виде цифровой инсталляции с переворачивающимися страницами.
Еще один эффект родом из 21-го века – постоянный доступ к архиву домов и садов (включая его собственный), которые фотографировал Хорст. Нажатие на экран открывает страницы журнальных статей.
Я бы хотела, чтобы запоминающиеся обложки Vogue, начиная с Princess Sherbatow в красном бархате 1935-го года, тоже были переведены в цифровой формат,чтобы показать внутреннее содержание журнала.
/> Летние наряды, американский
Меня поразили другие элементы в творчестве Хорста: послевоенные фотографии природы, крупные планы растений, ракушек и минералов – хотя я и знала о страсти пары к их саду на Oyster Bay.
В тот момент, когда кажется, что богатая выставка подходит к концу, появляются дополнительные радости: снятый Лукино Висконти фильм о Хорсте, в котором он все еще выглядит как юный немецкий мальчик.
У меня недостаточно фотоопыта, чтобы осознать последствия платиново-палладиевой печати. Но любой ценитель искусства, фотографии или моды покинет выставку, восторгаясь глубиной этой работы и тем, насколько великолепно музей V&A ее представил.
/>
Платье Hattie Carnegie, 1939
http://www.vam.ac.uk/content/exhibitions/exhibition-horst-photographer-of-style/
Фото: Cond? Nast Horst Estate; Roy Stevens Time Life/Getty Images; Horst