Pierre Cardin: музей от футуриста моды
"Не оставайтесь здесь слишком долго – перейдите через дорогу. Это прошлое, а то – будущее!" – сказал 92-летний Пьер Карден на открытии своего нового музея в парижском районе Маре.
Наряд Pierre Cardin, 1968
Кто, кроме вечного модного футуриста Кардена, мог дать совет отвернуться от go-go, эры космоса и виниловых мини-платьев из 1968? Но ведь мужская одежда стала спортивной, стретчевой и унисекс задолго до Кардена – можно ли назвать ее прошлым?
Дизайнер предложил мне пройти через его новый Past, Present, Future Museum (5 Rue St-Merri 75004 Paris) к магазину Pierre Cardin под названием Evolution, стратегически расположенном напротив – здесь его поклонники могут купить «осовремененные» вещи марки.
Отказавшись от идеально скроенной элегантности своих учителей – парижских кутюрье Dior, Paquin и Schiaparelli – дизайнер Пьер Карден вращается на своей собственной орбите.
Я смотрела на алое панельное пальто 1952-го в комплекте с черными перчатками по локоть и шляпкой-колокольчиком, и думала: как возможно было всего 15 лет спустя создать суперсовременные мини-юбки, которые вполне бы подошли для первой высадки человека на Луну. Дизайнер, наряду с Андре Курреж, уловил дух 1960-х.
В музее очень насыщенный визуальный ряд, но по объему информации он также короток, как мини-юбка. Одежда распределена по четырем этажам особняка, утратившего былое величие – в прошлом он был фабрикой галстуков, сказал мне Карден. Манекенов с одеждой и аксессуарами много, а обуви – очень мало.
На экспонатах значатся даты создания вещей, но больше ничего не помогает соотнести вещь с модной ситуацией того времени или эволюцией дизайнера. Нет даже информации о тканях – а ведь контрастное сочетание пластика и благородного кутюрного шелка в работах дизайнера интригует до сих пор.
У посетителей может вызвать удивление созданная в ранние годы гламурная вечерняя одежда, которая и сегодня могла бы украсить красную дорожку. Мне особенно понравилось черное кружевное платье, обрамляющее открытую спину – классический шедевр.
Я бы не назвала музей Пьера Кардена разочарованием. На каждом этаже встречаются интересные экспонаты, а придуманная им мебель – включая напольные светильники в виде светящихся хоббитов – завораживает.
Просто у меня сохранилось множество воспоминаний, связанных с Карденом, и я бы хотела видеть здесь несколько больше текстов, видеозаписей показов, услышать записи его интервью – это помогло бы лучше понять его экстраординарное видение.
Наряды Pierre Cardin, 1968
Платья Pierre Cardin, 1966
Наряды Pierre Cardin, 1968
В 1988 я впервые побывала в Китае. И когда я продиралась сквозь инопланетную культуру и непреодолимый языковой барьер, вдруг, словно джин, появился Карден и стал моим проводником по Пекину, куда его пригласили на торжественное мероприятие государственного масштаба продемонстрировать свою одежду: и это при том, что публика в основном здесь все еще носила костюмы в стиле Мао. Карден стал первым дизайнером, который продемонстрировал свои коллекции в Японии после войны.
Спустя 46 лет после основания его Дома моды Пьер сказал мне, что считает своим главным достижением.
“Я владею всем – это все мое,” – гордо произнес он, подразумевая не только одежду, аксессуары, магазины и сеть международных лицензий, но свою уникальную позицию в мире моды. Карден создал бренд – до того, как это слово стало бизнес-термином, разрушив все правила и стратегии развития по разумному менеджменту в сфере моды.
Я бы хотела, чтобы в музее была представлена одна из футуристических машин, которые он создал в 1970-х. А еще – информация о его театральных работах в Париже и его сегодняшних проектах на Юге Франции и Венеции, возвращающих дизайнера к его итальянским корням.
Пьер Карден и Сьюзи Менкес
Бутик Pierre Cardin, Evolution
Карден всегда очень много делал для молодых и начинающих дизайнеров. Мне бы очень хотелось, чтобы он пригласил студентов со смартфонами пройтись с ним по музею, а они бы записали его невероятные истории, а затем использовали это для украшения своих нарядов и создания архива.
Я даже была бы не против сделать эти записи самостоятельно. Потому что каждое слово, которое говорит Пьер Карден – это слово живой легенды.
http://www.pierrecardin.com/art_spectacle_en.php
Фото: Laziz Hamani, archive Pierre Cardin, Suzy Menkes