Сегодня жемчуг – это и символ женственности, и ювелирный тренд. Как его используют современные ювелиры, рассказывает Татьяна Соловей.
Я начала работать с жемчугом после рождения сына. Думаю, жемчуг близок беременным. Из песчинки в устрице вырастает жемчужина – всё как с ребенком", – говорит датский ювелир Софи Билле Браге. Ее простые серьги четких линий и лаконичные кольца Sophie Bille Brahe с жемчугом, созданные совместно с японским брендом Sacai, продаются в Dover Street Market. Сама же Софи уверенно вписалась в плеяду модных ювелирных дизайнеров, работающих в жанре минимализма и умело обращающихся с консервативной перламутровой классикой.
О природных инстинктах говорит и японка Мизуки Гольц, основательница бренда Mizuki Jewelry. Дизайнер предпочитает всем видам жемчуга барочный – асимметричной формы, шероховатый. Ей нравится, как он дополняет холодную простоту современных ювелирных украшений. Для гладкого классического жемчуга Мизуки ищет особую форму, которая позволяет ему "жить на теле". Ее серьги Marquis в виде росчерка двух линий, внутри которых осела крупная капля перламутра, носят все – от Мишель Обамы до голливудских старлеток. Дизайнер настаивает на "близкой связи" украшения с носителем и любит, когда перламутр играет с контурами тела.
Идеальная метафора чувственности жемчуга – в украшениях итальянки Лии ди Грегорио. Лия нашла для него новую позицию: прячет жемчужины внутри кольца и браслета – и они все время соприкасаются с кожей. Дизайнер считает свои драгоценности "скрытно женственными" и называет в пассивном залоге be touched ("быть тронутым").
О том, как эротичен жемчуг, вспомнили не сегодня. Поиск в Google постоянно выдает фразу о том, что Бальзак сравнивал жемчуг с плотскими удовольствиями, хотя это прямая цитата из "Золотой розы" Константина Паустовского. В повести о природе творчества приводится рассказ о Бальзаке: его вымышленная история об оступившейся монашке Жанне из аббатства N в одном из романов нашла продолжение в жизни – настоящая монашка приехала просить писателя переписать историю. "Чтобы ваше молодое тело, прекрасное, как живой жемчуг, узнало, что такое радость и любовь" – с такими словами он выгонял Жанну на улицу. История для Жанны закончилась хорошо – у нее началась новая жизнь. А в арсенале жемчуга появилась очередная метафора.
Самая любимая связана с ниткой жемчуга. Главная жемчужная драгоценность – ожерелье – не только правильный атрибут lady-like и холеный консерватизм в чистом виде, но и название для вида секса. И постоянный участник арт-фантазий: еще Хельмут Ньютон говорил, что буржуазные девушки намного эротичнее секретарш, и любил использовать жемчуг в своих съемках. Из Японии, кроме безупречно ровного культивированного морского жемчуга Акойя, пришел нишевой киножанр "амаэксплотейшен" (ама – название древней почетной профессии женщин-ныряльщиц, добывающих перламутровые бусины). Костюмом им традиционно служили набедренная повязка и нож, выглядели они довольно эффектно, и в 1950-е годы вышла серия триллеров об отважных полуобнаженных девушках. Главным в них были подводные балеты. Как писали критики, эротический эффект достигался благодаря предчувствию опасности, угрожающей ныряльщицам, – так что эти фильмы даже без очевидных сцен сексуального характера были идеальной мужской фантазией. Ныряльщица-ама даже была девушкой Бонда в фильме "Живешь только дважды" 1967 года.
Впрочем, можно сосредоточиться на более практичных свойствах жемчуга. Молодые дизайнеры любят использовать его в панк-сочетаниях: к примеру, Пейдж Новик украшает им длинные серьги-палочки, а Саския Диез использует как застежку на подвесках для достижения необходимой степени небрежности в образе. "Жемчуг у лица – известный косметический прием, – говорит мне украинский ювелир Ольга Вейсберг и предлагает примерить пару жемчужных сережек. – Создает изумительный эффект сияния кожи".
НОВЫЙ ГИД ПО ЖЕМЧУГУ
Издательство Assouline совместно с японским брендом украшений из жемчуга Mikimoto выпустило книгу, посвященную жемчужному ожерелью. Классическая драгоценность с перламутровыми бусинами рассматривается во всевозможных ракурсах – как фамильная реликвия европейской знати, статусное украшение для первых леди, гламурный аксессуар первых звезд Голливуда и атрибут для первоклассных секс-провокаций.