В прокат вышел документальный фильм "Танцовщик" о Сергее Полунине – самом известном украинском танцоре в мире. О прошлом и будущем с ним поговорила Саша Распопина.
Cъемка с Сергеем Полуниным в Баттерси-парке южного Лондона началась в 10 утра: небо затянуто тучами, синоптики обещали дождь после обеда, и команда быстро начинает работу. Переходя от локации к локации, Полунин болтает с фотографом и шутит обо всем на свете. Помощник стилиста три раза переспрашивает, какой чай любит герой. Черный без молока и без сахара, который просит Сергей, в Британии удивляет до такой степени, что всем кажется, будто это оговорка. "Сергей пьет хардкор-чай", – шутит помощник стилиста и убегает за чашкой. Перед камерой Полунин моментально преображается и позирует. Сказать, что он "входит в роль", было бы нечестно: переход от просто симпатичного 27-летнего парня к известному танцовщику Сергею Полунину выглядит предельно естественно.
Сергей только что прилетел в Лондон из Новой Зеландии, где выступал вместе с балериной и своей девушкой Натальей Осиповой на Auckland Arts Festival, и буквально на днях он опять улетает: сначала на гастроли в Швейцарию, потом – танцевать в качестве приглашенной звезды в балете "Майерлинг" в мюнхенской Баварской опере. Я спрашиваю Сергея, как он выдерживает такой график – физически и морально – и как отдыхает от работы. "Последнее время я от работы не отключаюсь. Сейчас у меня такой момент, когда я хочу двигаться вперед, и каждый раз, когда прихожу домой, мне начинает казаться, что пора обратно – куда-то бежать и что-то решать". Его слова звучат искренне: всю съемку Сергей действительно находится в умиротворенном состоянии. "Я не делю жизнь на работу и отдых. Особенно если это съемки: на них я отдыхаю – это же приятно, ничего тяжелого". По сравнению с балетом, конечно. Без лишних комментариев он по просьбе стилистов переодевается и с удовольствием обсуждает каждую локацию вместе с фотографом. Тем временем подходит к концу шестой час беспрерывных съемок: из-за погоды команда решила отложить ланч, чтобы успеть отснять все до дождя, а потом перерыв опять перенесли, потому что вышло солнце и захотелось сделать еще несколько кадров.
Этой весной в Великобритании прошла премьера фильма "Танцовщик". Режиссер Стивен Кантор работал над ним несколько лет, и последнее время, признается Сергей, он жил под прицелом камеры. "Не очень комфортно, когда твою жизнь пытаются задокументировать, – Полунин старается подыскать правильные слова не только на русском языке, на котором сейчас говорит все реже и реже, но и на английском, чтобы не обидеть никого из команды, работавшей над фильмом. – Съемочная группа была отличная, но они пытались проникнуть в мою жизнь. Не всегда приятно, когда за тобой так пристально наблюдают".
Фильм довольно дотошно исследует детство и раннюю карьеру Сергея, в 19 лет ставшего самым молодым премьером Королевского балета в Лондоне, и то, какую роль в его успехе сыграла семья. Полунин родился в Херсоне, там же начал заниматься гимнастикой, потом – танцами, а в 9 лет поступил в Киевское хореографическое училище, откуда в 13 лет переехал в Лондон, выиграв конкурс имени Рудольфа Нуреева. Родителям пришлось от многого отказаться, чтобы Сергей обустроился в Лондоне и смог жить в Сохо, и, как намекают создатели фильма, возможно, именно это привело их к разводу.
Полунин вырос и сформировался в Украине, но в зрелом возрасте танцевал здесь лишь однажды: в 2013 году Национальная опера пригласила его исполнить партию Альберта в "Жизели". Сергей надеется, что в ближайшее время это случится еще не один раз. "Съемка для украинского Vogue – первое сотрудничество с Украиной за последние годы, и я этому очень рад. Сейчас меня тянет домой. В Херсоне, наверное, были самые счастливые моменты моей жизни".
В ближайшее время фильм "Танцовщик" покажут и на родине Сергея. На удивление, Украина последней купила права на его показ, но Сергей очень рад, что кино все-таки выйдет. "Документальный фильм начали снимать еще до войны, но у меня почему-то было интуитивное ощущение, что я должен делать его в разных частях света, по всему миру, – и показать, что все мы одинаковые и только политика нас ссорит. И что если мы не будем единым целым, то никогда не полетим, например, на Марс".
В какой-то момент наше интервью после съемки переросло в беззаботную прогулку по парку. Агент Полунина подбегает и пытается покормить его фруктами после семи часов съемок, но Сергей держится бодро, и фрукты ему не нужны. Мы говорим о балете, и его мнение об индустрии оказывается весьма революционным. Он яростно критикует отсутствие инфраструктуры, многолетнюю привязанность танцовщиков к театрам, а также отсутствие у артистов менеджеров, адвокатов и помощников. Недавно он снялся в двух фильмах в Штатах и считает, что балет должен брать пример с Голливуда – скажем, в балете танцовщиков должны ценить так же, как в Голливуде ценят актеров, и юридически они должны быть защищены не меньше. Недавно в Лондоне Сергей запустил новый проект Project Polunin: это независимая платформа, которая поможет молодым артистам быть более свободными от контрактов с театрами и развиваться самостоятельно.
"Абсолютно все танцоры даже в 35 лет – дети. У них просто нет шанса повзрослеть: ты постоянно в студии, у станка, не видишь мир и делаешь только то, что тебе говорят. И этим пользуются многие театры, режиссеры и директора. Я до 21 года вообще не знал, что такое мир, пока не ушел из Королевского балета", – говорит Сергей с едва уловимой грустью.
Его уход из Королевского балета в 2012-м стал скандалом: самый молодой премьер за все время существования балета ушел из труппы без предупреждения, хлопнув дверью. О нем писали британские таблоиды, ходили слухи о наркотиках (после того как артист написал в своем "Твиттере", что перед спектаклем в Ковент-Гардене нюхал кокаин), журналисты сравнивали его со своенравным Джеймсом Дином. В то время пресса называла Полунина не иначе как bad boy of ballet – это время Сергей вспоминает с улыбкой и говорит, что и сам подбрасывал жару в медийный огонь, потому что ему это казалось забавным. Но через несколько секунд его лицо меняется, и он мрачнеет: "На самом деле это был сложный период, от меня практически все отвернулись, и некоторые театры до сих пор побаиваются моей репутации". Сейчас Сергей – приглашенный солист нескольких театров: Баварского балета в Мюнхене, Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также Королевского театра в Лондоне.
В начале 2017-го он снялся в двух больших голливудских проектах: у Кеннета Браны в экранизации романа Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" и в шпионском боевике Френсиса Лоуренса "Красный воробей". В первом компанию ему составили Джонни Депп и Джуди Денч, а во втором – Дженнифер Лоуренс. Еще подростком Полунин мечтал сниматься в кино и теперь признается, что счастлив – и всерьез намерен продолжить актерскую карьеру. Так же страстно он хотел попасть в мир моды – и после ухода из Королевского театра на это наконец появилось время: Брюс Вебер снял его в рекламной кампании Dior Homme, он стал лицом брендов Pal Zileri и Diesel.
В парке поют птицы, солнце начинает садиться, и мы, перед тем как попрощаться, говорим о возрасте и эмоциональном развитии – о том, как оно происходит в закрытой, практически парниковой среде балетных школ и трупп. "У нас в западной культуре нет наставников – людей, которые тебя предупредят: в 19 лет у тебя будет помутнение, поиски, ты захочешь все поменять, но в 25 все встанет на свои места", – говорит Сергей и улыбается как человек, чьи подростковые проблемы уже позади. "Возможно, я не ушел бы из Королевского балета, если бы у меня был наставник. Он бы мне тогда просто сказал: "Сережа, отдохни неделю, подумай".
Фото: Tung Walsh @2DM Management
Стиль: Lotta Aspenberg @2DM Management
Груминг: Tracie Cant@Premier
Производство: Esmeralda Wagner @2DM Management, Laura Motta @2DM Management
Читайте также: