Новый мир: как мультикультурализм вошел в моду
О том, как модная индустрия борется с расовой дискриминацией, рассказывает Веня Брыкалин.
В октябре прошлого года показы коллекций Balenciaga и Vetements под руководством грузинского дизайнера Демны Гвасалии стали ключевыми мероприятиями Парижской недели моды. Но триумф Гвасалии был омрачен скандалом: работа дизайнера подверглась критике за абсолютно "белый" кастинг его шоу. Для Гвасалии и стилиста коллекций Лотты Волковой это вопрос не политики, а личного опыта. В советских Владивостоке и Тбилиси, где проходило детство Волковой и Гвасалии, проблемы расовой дискриминации не было. Но масштаб бизнеса и авторитет Vetements и Balenciaga требуют от дизайнера более глобального и современного видения. Отсутствие в кастингах Vetements и Balenciaga темнокожих и азиатских моделей сочли бестактным по отношению к его интернациональной аудитории.
По статистике, на каждую девушку из Азии, Африки или с Ближнего Востока в индустрии моды приходится три модели из стран СНГ, Прибалтики и Скандинавии. Так, в показах весенне-летнего сезона темнокожие, азиатские и ближневосточные модели составляли 25,4 % от общего числа участниц. Это чуть больше, чем в предыдущем сезоне (24,7 %) и чем год назад (22,4 %). Среди этнических моделей преобладают темнокожие девушки: афроамериканки и латиноамериканки составляют 13,7 %, на долю моделей из Азии и с Ближнего Востока приходится 7 % и 4 % соответственно.
Появление на подиумах моделей с разным цветом кожи связано с демократизацией моды и увлечением кодами уличной эстетики. Расово разнообразные кастинги стали визитной карточкой показов Александра Вэнга, Оливье Рустена в Balmain и Риккардо Тиши во времена его работы в Givenchy. А флагманами новой волны становятся дизайнеры, которые исповедуют мультикультурализм: Грейс Уэйлс Боннер, Вирджил Аблох в Off -White, Шейн Оливер в Hood by Air и Брендон Максвелл. Самыми реакционными в этом вопросе остаются японские дизайнеры – Рей Кавакубо в Comme des Garçons и Джуниа Ватанабе продолжают собирать монопольно "белые" кастинги на свои показы.
Доминирование белокожих моделей можно объяснить архаичной установкой о культурном и эстетическом превосходстве белой расы. В то, что белые люди красивее других, по-прежнему верят европейцы, американцы и огромный азиатский рынок, главная движущая сила индустрии.
Последние годы активисты, редакторы и регулирующие институты пытаются изменить ситуацию. В 2008 году итальянский Vogue под руководством Франки Соццани издал легендарный "Черный выпуск", полностью посвященный темнокожим моделям. Анна Винтур активно представляет моделей разных национальностей и рас на страницах американского Vogue. В преддверии весенне-летних показов глава Совета модных дизайнеров Америки Диана фон Фюрстенберг опубликовала рекомендации о расширении спектра моделей, принимающих в них участие. На тему расового равноправия в моделинге в Сети появился хештег #BlackModelsMatter ("черные модели имеют значение") – по аналогии с лозунгом движения за права темнокожих в Америке.
Крупнейшие модельные агентства представляют все больше девушек и парней из стран Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии и арабского мира. В списке десяти самых успешных моделей этого сезона по версии Models.com – три афроамериканки: Селена Форрест из США, Линейси Монтеро из Доминиканской Республики и Майова Николас из Нигерии. Новыми звездами индустрии по праву считаются темнокожая британка Адвоа Абоа, австралийка с китайскими корнями Фернанда Ли, Су Джу Парк из Южной Кореи и наполовину египтянка, наполовину марокканка Имаан Хаммам из Нидерландов.
У инклюзивности на подиуме и в глянце есть обратная сторона. Многие кастинг-агенты и дизайнеры сознательно ограничивают число этнических моделей. У такой политики есть название – "расовая квота". На подиум обычно выходят одна-две темнокожие модели и две-три азиатки. Эти квоты помогают дизайнерам снять с себя обвинения в расовой дискриминации, сохранив при этом преимущественно "белый" кастинг на своих показах. Среди девушек, вынужденных бороться за место под солнцем, разворачивается несправедливая конкуренция. Чем она выше, тем меньше шансы на успешную и длительную карьеру.
Редкое исключение из правила – пуэрто-риканская топ-модель Джоан Смоллс. Она активно выступает против дискриминации в моделинге. Во время круглого стола, организованного влиятельным медиаресурсом Business of Fashion, Смоллс заявила: "Часто клиенты отказываются от нас в самый последний момент, потому что боятся рисковать. Существует стереотип, что темнокожие модели не продают, – в конечном счете все рассуждения о красоте сводятся к цифрам".
На обвинения в нечувствительности к расовым вопросам тандем Демны Гвасалии и Лотты Волковой ответил не словом, а делом. Рекламную кампанию Balenciaga весенне-летнего сезона украшают девушки из Бельгии, Норвегии, Нидерландов и США. К ним присоединились Жу Шу Джинг из Китая и короткостриженая топ-модель Алек Век, британская подданная родом из Южного Судана. Похоже, урок усвоен.