ВЫСТАВКА UKRAINE IN VOGUE

Блог Татьяны Соловей: в поисках кутюрного времени

12 июля 2018

На парижской неделе Haute Couture высокое шитье показывают синхронно с коллекциями высокого ювелирного искусства. Можно подобрать и платье, и парюру, и заодно сравнить масштабы перемен в соседних отраслях.

Высокое кутюрное

Поиски новых форм искусно и искусственно выглядящего жанра в последние годы ощущается особенно сильно. Витринная сущность кутюра – инструмент очень эффективный. К примеру, на показе китайского модельера Guo Pei (она сделала платье-яичницу для Рианны на Met Gala 2015) довольно слабой коллекции о связи структуры одежды и архитектуры каждая третья клиентка-соотечественницы стыдливо прятала за первый ряд огромные пакеты Dior и Chanel.

Поиски новой покупательской аудитории кутюра происходят постоянно. Какие-то бренды делают более тонкие версии трендов красной дорожки вроде Ralph & Russo. В их коллекции осень-зима 2018/2019 чрезмерная прозрачность и открытость сочетались с идеально скроенными и выстроенными вещами. Чопорные рюши дополняли летящие разрезы, а насыщенная цветовая палитра в духе 80-х объединяла канареечный желтый, фиолетовый и сильно глубокое декольте в подобие концепции. Schiaparelli на показе под трепет мушиных крыльев в залитой шокирующим розовым холле Оперы Гарнье представили ряд сюрреалистичных комплектов, идеальных для вирусного выхода на следующий Met Gala или политического высказывания на красной дорожке – к примеру, в розовой маске фламинго для поддержки движения за женское равноправие HeforShe. Почему бы Джареду не сделать это.

Schiaparelli

Schiaparelli

Самым заметным высказыванием на тему современного отношения к кутюру стала, безусловно, коллекция Valentino. И коллекция, и показ кажутся кураторским жестом, выстроенным на понятных цитатах, знакомых образах и ностальгии. Помпезные шлейфы, рукава буфф, тяжелые жаккарды, парадные оперные кейпы, слои роскошного шитья - зрителей бросали от ощущения восторга до прустовской тоски по уходящей эпохе. Названия комплектов – знакомые и совершенно из разных культурных эпох, от «Алхимии» до «Лайзы Минелли». Подчеркнутая нарочитость стиля - классический особняк Ротшильдов, оперная музыка, роскошные исторические ткани и фасоны, прически высотой с укладки Марии Антуанетты – в ней, как в зеркале, отразились как высокие чаяния от обладания кутюрной вещью, так и бесконечные поиски смысла показов Haute Couture, которые к моде отношения давно не имеют.

Valentino

Valentino

Альтернативная версия прочтения кутюра - новый проект экс-куратора и директора музея моды Galliera Оливье Сальяра. В рамках студии @oliviersaillard он представил первую кутюрную коллекцию трикотажных футболок, вдохновленную находками парижского модельера 1930-х Мадам Гре. В 2011 он делал ее сольную выставку в Музее Бурделя, где сравнил точенные платья Madame Gres со скульптурами. Второе обращение к ее наследию – такой же кураторский жест, у которого вырисовывается прекрасное будущее. Все в проекте прекрасно – и внешность, и мысли.

@oliviersaillard

@oliviersaillard

Для его реализации заказали онлайн сотни футболок XXL, из которых пошили серию трикотажных топов с кутюрной драпировкой и плиссе в стиле Мадам Гре. Название коллекции - «Бедная мода» (Moda Povera), показ ее прошел в студии Оливье на взрослых моделях – в том числе на изумительно красивой Аксель Доэ (на нее отдельно можно полюбоваться на выставке «Маржела времен Hermes» в Музее декоративного искусства – она работала фитинг-моделью для Мартина Маржелы).

Кутюрной может стать простая дешевая футболка; вещам производства Haute Couture не нужна красная дорожка – а вполне подойдет и живая улица; долгая жизнь умелым petites mains. Все идеи, которые проект транслирует, – результат вдумчивого и любовного изучения кутюрного наследия, а также крайне ироничное высказывание о современной ритейло-ориентированной моде.

Высокое ювелирное

Ювелирный мир на неделе кутюра в Париже приготовил не меньше эффектных открытий. В этой более консервативной – по всеобщему мнению – отрасли эксперименты с материалами и способом производства способны перезагрузить представление о ювелирном украшении вообще. Драгоценности, которым традиционно отводится инвестиционная или статусная роль, сегодня могут выглядеть довольно непривычно и потому крайне интересно.

«Сегодня мы видим меньше формальных поводов, чем раньше. И вообще идея украшений для должного случая встречается все реже. Дело в эволюции взглядов. Когда-то стиль Тутти-Фрутти из-за цвета не считался формальным, теперь это ювелирная классика», - объясняет директор по стилю и наследию Cartier Пьер Райнеро на презентации коллекции Coloratura.

Cartier Coloratura
Cartier Coloratura

Она полностью меняет представление о высоко-ювелирном собрании. В ней много камней вне «большой четверки» (изумруд, сапфир, бриллиант, рубин) – так что есть много украшений в неожиданных пастельных тонах или сочетаний совершенно фантастически смелых – до того не используемых ни в классике, ни даже в бижутерии. К примеру, как в браслете Chimera. На голове кусающего себя за хвост мифического животного красуется огненный опал. В нем, как в зеркале, играет вся насыщенная палитра драгоценности – оттенков синего сапфира, коралла, лаймового хризоберилла, агата и белого бриллианта. «Мы смотрели на молодую аудиторию – она охотнее принимает что-то новое», - добавляет Пьер.

Юбилейная коллекция Boucheron совершенно не вписывается в образ юбилейного гала-концерта. Колье с мотивом плюща Lierre Givré из титана с бриллиантами и молочным опалом, которое к тому же цитирует знаменитое ассиметричное колье Point d’Interrogation 1879 года, мастера создавали по скану настоящей ветки растения, и «лепили» в 3D по форме шеи.

Boucheron Eternal Flowers
Boucheron Eternal Flowers

Главная премьера коллекции – линейка Eternal flowers из 9 цветочных колец – совершенно исключительна. Лепестки пионов, роз, гортензий и анемон консервируют составом без использования пигментов и химических компонентов, сами цветы скандируют на медицинском сканере. После ее повторяют в титане, на который наносят лепестки и закрепляют новым слоем вещества. Невероятная имитация природы (все прожилки цветов заметны и будто увеличены) придаёт кольцам вид гиперреальный и в голове не укладывающийся. О жанре ювелирного украшения высокого класса напоминает камень в центре – крупный гранат, турмалин или сапфир до 10 карат. СЕО Boucheron Элен Пули-Дюкен поясняет, что они делали это не просто ради инноваций, а перемен в индустрии: «Мы сделали эти кольца не для тех, кто ищет однозначных инвестиций. Эта линейка для тех, кто хочет высказаться о своей артистичности, и покупает украшения как современное искусство, а не из-за рыночной стоимости материалов».

Коллекция украшений Dior Dior Dior
Коллекция украшений Dior Dior Dior
Коллекция украшений Dior Dior Dior

Показателем перемен можно считать коллекцию Dior Dior Dior Виктуар де Кастеллан, которая отмечает 20 лет в должности креативного директора ювелирного направления Дома. Ее стараниями клиенты приучились к золоту, покрытому кислотных оттенков лаку, крупным опалам и соцветию разноцветных камней, массивным коктейльным кольцам и сложной спайке форм и стилей в одном изделии – всему тому, что не вписывается в привычное представление об инвестиционной привлекательности драгоценности, когда платят не за фантазию, а материал. О готовности аудитории к новизне свидетельствует простой факт: за день до презентации прессе в парижском Музее современного искусства из 65 украшений Dior Dior Dior 40 уже были проданы.  

Татьяна Соловей · Couture осень-зима 2018/2019 ·

Еще в разделе Бренд

Популярное