Разрыв реальности: Веня Брыкалин об открытии выставки Рей Кавакубо и Сomme des Garçons

С момента объявления о подготовке экспозиции японского дизайнера Рей Кавакубо в нью-йоркском музее Метрополитен предметом обсуждения были два вопроса. Как команда Института костюма при Метрополитен организует экспозицию и что, учитывая специфику дизайна Кавакубо, наденут гости на традиционный по такому случаю бал. С первым все стало примерно ясно после выхода пресс-релиза. Выставочные залы заполнили соты белых домов-пустышек, обтекаемые иглу и круглые подиумы, залитые флуоресцентным светом. Над манекенами работал гениальный стилист Жюльен д’Ис, который много лет создает монструозные прически, парики и сложные головные конструкции для показов семейства Сomme des Garçons (это коллекции самой Рей Кавакубо, ее протеже Джуньи Ватанабе и невероятно красивой линии Тао Курихара, упраздненной в 2011 году ввиду убыточности).

Рей Кавакубо – неоспоримый авторитет внутри индустрии, сегодня равных в этой лиге ей нет. Но спустя сорок лет творчества имя дизайнера и название лейбла остается полусекретом индустрии – в отличие от Карла Лагерфельда и Джона Гальяно, ставших поп-иконами, о Кавакубо до сих пор говорят в узких кругах. Наверняка для Эдриана Йоффе, президента компании Сomme des Garçons и мужа Кавакубо, идея выставки в Метрополитен была привлекательна еще и тем, что экспозиция откроет мир дизайнера людям, далеким от модного бизнеса. А бал в Метрополитен мог стать уникальным поводом отдать дань Кавакубо, второму в истории музея дизайнеру, который при жизни удостоен персональной выставки (первым был Ив Сен-Лоран).

Тут поклонников Сomme des Garçons ждало разочарование. 1 мая на гостях бала Met Gala не было ни протезированных платьев из хрестоматийной коллекции Body Meets Dress, Dress Meets Body 1997 года, ни двумерных нарядов из "плоской" коллекции 2012-го. Взамен трофейных вещей Сomme des Garçons разных лет, которым положено появиться на красной дорожке по такому поводу, вечер был отдан на откуп шлейфам из тюля и шелка. Главные топ-модели современности щеголяли в платьях, основная функция которых – при помощи вырезов и разрезов явить миру их идеально тренированные тела. Даже Кэти Перри, которая исполняла роль хозяйки вечера в компании Анны Винтур, сделала выбор не в пользу Сomme des Garçons. За редким исключением (Стелла Теннант в платье из синего бархата, Анна Кливленд в костюме для фехтования, усыпанного бантами) гости обошли архивы Кавакубо стороной. Ожидаемый триумф японского концептуализма обратился неловкой попыткой избежать заявленного дресс-кода.

Работы Рей Кавакубо сложно трактовать в рамках языка, который описывает современную моду. Деформированными платьями с протуберанцами и нарядами-коконами из войлока и промышленного сырья Рей Кавакубо бросает вызов любым канонам красоты, роскоши и комфорта, отменяя привычные представления о том, что такое мода вообще. Последние несколько лет дизайнер уходит в отрыв от реальности и отказывается от создания одежды как мы ее понимаем – коллекции становятся более сложными и абстрактными, а вопрос "как это носить?" вообще не стоит (ответ Кавакубо звучит достаточно цинично – никак). Британский критик Александр Фьюри на это справедливо заметил: если это не одежда, тогда что? Готового ответа на его вопрос нет, по задумке дизайнера каждый вынужден искать его самостоятельно.

Трогательные и макабрические произведения Рей Кавакубо можно назвать "чистым искусством" и оставить на растерзание вечности. Но они одновременно больше и меньше, чем это. Кавакубо создает сложные вещи, которые возможны в реальной жизни – в это можно поверить, если столкнуться с ними вживую или увидеть на Джованне Энгельберт и Анне Делло Руссо, дважды в год совершающих паломничество на парижские дефиле Кавакубо. В архивах Сomme des Garçons много таких вещей и жаль, что приглашенные в Метрополитен не озадачились их поисками.

То, что на церемонии открытия выставки, посвященной Рей Кавакубо, было так мало одежды, созданной Кавакубо, говорит не столько о ее дизайне, сколько о нас самих, наших ожиданиях и страхах. В эпоху "Инстаграма" каждый сам себе бренд, а появление на публике – это всегда упражнение в маркетинге. "Сложная" мода и неудобные вопросы, которые она ставит, вызывают отторжение у зрителей. Потому звезды ковровых дорожек в стремлении быть принятыми широкой аудиторией идут по пути наименьшего сопротивления. Побеждают здравый смысл и платья со шлейфами и стратегическими разрезами. А миссия нести гениальные произведения Рей Кавакубо с гордо поднято головой достается бесстрашной Рианне. За это перед ней хочется снять шляпу.

Выставка Rei Kawakubo/Сomme des Garçons: The Art of the In-Between продлится в Нью-йоркском Metropolitan Museum до 4 сентября.
Читайте также:
Взгляд изнутри: все о выставке Rei Kawakubo/Comme des Garçons