Новый мир: Веня Брыкалин о выпускном шоу Королевской академии в Гааге

22 июня 2018

Fashion-отделение при Королевской академии искусств в Гааге (KABK) существует давно, но пристально следить за ним стали пять лет назад. Тогда руководить департаментом моды и текстиля назначили бельгийца Юрги Персунса. Сам он из поколения бельгийских дизайнеров, которое оформилось по следам Мартина Марджелы, Анн Демельмейстер и Вальтера ван Бейрендонка. В 2003-м, из-за последствий терактов 11 сентября Персунс был вынужден закрыть свой лейбл. Вернувшись на модную сцену в роли преподавателя и ментора молодых талантов, он пытается привить Академии традиции бельгийской модной школы.

Joanna Schneider

Достоинство выпускного шоу в Гааге – проекты «текстильщиков», которые представляют рядом с работами студентами fashion-отделения. Ими заполнили второй ярус пустого блока действующей электростанции – каждый год показы академии проходят в этом грандиозном помещении. В сложных, иногда отталкивающих инсталляциях студенты исследуют сюжеты на злобу дня. Тут рассказывают истории на тему обживания тела и пространства, бытовой обреченности и защиты окружающей среды.

Yani Chuang

Яни Чуанг из Тайваня представила замечательную работу о тайной жизни домашней утвари. Ее стулья, обтянутые женскими капроновыми колготами, напоминают произведения британской художницы Сары Лукас. С ними хорошо рифмуется инсталляция магистра fashion-отделения Ясмин Бумсмы. Абрисы полупрозрачных растянутых трико телесного цвета похожи на тлеющие тушки на скотобойне. Немка Джоанна Шнайдер представила работу на тему загрязнения океана. Проект, собранный из мохнатых деталей рыболовецких снастей, принес автору специальную премию в 10 000 евро. С текстильными инсталляциями – как на архитектурных биеналле: обычно побеждают крупные и живописные проекты.

Yasmin A. Boomsma

Гуманитарная направленность работ студентов KABK понятна. Юрги Персунс переносит на голландскую землю традиции бельгийской школы – они предполагают работу с культурным и социальным контекстом. Директор в интервью так и говорит: если у вас нет месседжа, вы не дизайнер, а декоратор. Потому учащихся здесь приучают мыслить глобально. Курс партии на показе студентов fashion-отделения считывается в работах первых трех курсов. Студенты говорят о мультикультурализме, преодолении гендерных и социальных барьеров, об утилизации и сознательном потреблении (или производстве?).

Joanna Schneider

Выпуск отделения моды и текстиля в KABK – миниатюрный: всего по 4 студента на каждое направление. И тут надо отдать должное команде Персунса – учебный состав сумел сохранить и воспитать в своих выпускниках впечатляющую автономность.

Laura Snijders

Выпускница 4-го курса Лаура Снийдерс берется за амбициозный проект. Дизайнер пытается придумать новую модную систему, в которое время в разрезе «прошлое-будущее» уступает место географии. Сложный концепт о том, как одежда человека меняет облик в процессе его физических перемещений, Снийдерс воплощает при помощи промышленной маркировки и числовых комбинаций – они напоминают географические координаты.

Yasmin A. Boomsma

Ясмин Бумсма посвятила дипломную коллекцию балету Вацлава Нижинского «Весна священная», протестуя против его либретто. Древнерусский ритуальный танец-жертвоприношение кажется дизайнеру проявлением женоненавистничества – по сюжету в финале балета избранница затанцовывает себя до смерти. Бумсма играет с метафорами телесности, ранений и увечий – использует нюдовые и кроваво-красные обмотки из синтетических материалов, клочья светлых волос и металлические кольца, которые вставляет моделям в рот. Коллекция смотрится зловеще (на это, надо полагать, и рассчитывала ее автор), но напоминает сценические костюмы Бейонсе или Никки Минаж.

Tim Scholte

Историю о преодолении телесности блестяще рассказал Тимоти Шольте -- в работе с говорящим названием «Меняй свое тело во имя желания». В ее основе – сюжет о двух мужчинах, которые в викторианские времена при помощи корсетов и кринолинов выдавали себя за женщин, и сочиняет им концептуальный гардероб. У Шольте вместо венецианского кружева и бархата их тела украшают трансформеры из деталей автопрома и лоскутов винила и джерси. Все это дизайнер прилаживает к металлическим каркасам и складывает сложные трехмерные конструкции. Они рисуют новую дополненную реальность, в которой человек существует и действует по новым, не до конца понятным и изученным законам.

Tim Scholte

Коллекция Шольте – отличная иллюстрация к попыткам объединить высокие технологии и человеческий организм в один сверхмощный механизм. Кто знал, что новый Франкенштейн будет похож на Марию-Антуанетту с автомобильным крылом на месте корсажа? Специфика таких школ, как гаагская KABK, – здесь дизайнеров учат чувствовать дух времени и выражать его в одежде. Выпуск этого года показал, что учат эффективно.

Фото: Marc Medina, Catwalkpictures.com

Еще в разделе Бренд

Популярное