ВЫСТАВКА UKRAINE IN VOGUE

Арт на руках твоих: коллекция украшений, сделанных художниками

28 марта 2018

В парижском музее декоративного искусства идет выставка «Украшения художников от Калдера до Кунса: идеальная коллекция Дианы Вене». Вместе с Дианой Вене по экспозиции прошла Татьяна Соловей.

«Просто возьми с пола студии обрезки, оформи и будет украшение», – подшучивал над Френком Стеллой муж коллекционера Дианы Вене Бернар за дружеским ужином. Теперь у Дианы Вене есть несколько украшений дизайна Френка Стеллы, похожих на хаотические металлические скульптуры. Такие драгоценности, созданные специально для нее, у Дианы появились не сразу. Все началось в 1992, когда она выкупила коллекцию арт-украшений у одной из галеристок в Нью-Йорке. Много покупала на аукционах и у знакомых галеристов, после начала работать с художниками напрямую. К примеру, скульптор Сезар сделал брошь в фирменной технике «компрессий», спрессовав детские «сокровища» Дианы - цепочки, монеты, фольгу – и добавив драгоценные рубины.

Кольцо, золото, Франк Стелла, 2010, серия лимитирована 5 экземплярами
Кольцо Ligne indéterminée, золото, 1998, Бернар Вене, единичный экземпляр
Брошь Tête de fou, золото, серебро, 2010, Орлан, серия лимитирована 8 экземплярами
Подвеска Madame , золото, рубины и бриллианты, 1960, Жан Кокто, серия лимитирована 50 экземплярами

«Теперь украшения приходится держать в сейфе», - вздыхает Диана, которая любит выгуливать свою коллекцию, но сейчас прячет ради безопасности – внимания прессы к ее собранию все больше. При ней осталось кольцо-скульптура мужа Бернара Вене. С него вообще началась вся история: Бернар сделал ей предложение с кольцом, свернутым из фольги. После заказал такое же у ювелира из золота. И его скульптура, и ее кольцо открывают экспозицию. 

На выставке «Украшения художников от Калдера до Кунса: идеальная коллекция Дианы Вене» в музее декоративного искусства представлены 230 украшений 130 художников ХХ и XXI века, а также вещи из частных и музейных собраний. Эффект от их скопления в одном месте изумителен. В какой-то момент понимаешь, что эти вещи меняют представление о том, что вообще можно считать украшением.

Свои работы художники создавали, вдохновляясь вещами совершенно разнообразными – африканскими масками и абстрактными формами, кинетикой и политикой. Такой тематический диапазон сильно украшает драгоценности, не заточенные под помолвку, день рождения или прочие слишком человеческие поводы. Массивные, несовершенные или нарочито неправильные – они выглядят фантастически авангардно и современно, и в каждом тренируют ежедневную смелость окружать и украшать себя особенными вещами.

Брошь-часы Cuillère avec montre-peigne, золото, эмаль, Сальвадор Дали, серия лимитирована 6 экземплярами
Браслет Elisse Concetto Spaziale, серебро, лак, 1967, Лучио Фонтана, выпуск лимитирован 150 экземплярами
Брошь Nana, эмаль, 1973, Ники де Сан-Фалль

Идеальны серьги в виде спиралей длиной 10 см одного из создателя современной модной фотографии Мена Рея. В них ему позировала Катрин Денев, их легко представить в современной съемке Vogue, хотя форму художник придумал еще в 1919 – для подвесной лампы. Яркие цветные лакированные  «Фламенко» Сони Делоне и Nana Ники де Сен-Фалль – идеальные кандидаты на пару сережек, не похожих друг на друга согласно модному тренду. 

Свою коллекцию Диана уже показала в Нью-Йорке, Афинах, Майяме, Сеуле и Венеции. В Парижском Les Arts Decoratifs ей нравится то, как кураторы выстроили контекст и добавили производственных деталей. Умелым рукам здесь в духе французского культа savoir-fair отведен целый зал – точнее, одним рукам. Значительную часть артистичных ювелирных украшений для Эрнста, Арп, Пикассо и Джакометти в 50-60 годы реализовал Франсуа Гюго, внук автора «Человека, который смеется». В витринах – амбарные книги, слепки головок и солнечных фавнов, а вот и сам Франсуа на фото с Пикассо, смеется.

Ожерелье с подвеской Rabbit Pendant Necklace, платина, 2005-2009, Джефф Кунс, выпущен в сотрудничестве со Стеллой Маккартни в количестве 50 штук
Ожерелье Untitled, серебро, 1998, Луиза Буржуа, серия лимитирована 39 экземплярами
Брошь Le Grand Faune, золото, 1973, Пабло Пикассо, серия лимитирована 20 экземплярами

Чем дальше в залы, тем сильнее кажется, что эта коллекция – квинтэссенция идеи ювелирных украшений. Они могут быть грамотной инвестицией. Колье Калдера в форме буквы «М» Диана купила на аукционе Christie`s за 35 тысяч евро для внучки Маргарет – сможет носить, когда вырастет. Цены на украшения Калдера (он, к слову, делал их своими руками) тем временем выросли вдвое, и к совершеннолетию внучки брошь может сделаться подарком и вовсе бесценным. Брошь Роя Лихтенштейна Диана купила из любопытства на одной из его первых выставок как сувенир за три доллара, в прошлом году такую на Christie`s продали на 1625$.

У многих вещей потрясающая любовная история. Колье греческого скульптора Такиса Диане предложили друзья-галеристы. Как оказалось, он слепил его на теле своей любовницы, которая продала колье после разрыва. Через 20 лет оно оказалось у Дианы. Концы истории сомкнулись, когда одна из знакомых Дианы Вене узнала свое бывшее колье в ее коллекции, а Диана – его историю. Изумительная золотая подвеска в виде головы фавна Пикассо - вроде переходящего любовного знамени: предназначалась для Марии-Терезы Вальтер, любовницы и натурщицы художника, но похожую получила и следующая любовь - Дора Маар.

Artists’ jewellery from Calder to Koons: Diane Venet’s ideal collection: до 8 июля в Музее декоративного искусства.

Фото:

© Brian Moghadam, New York

© Greg Favre, Paris

© Sherry Griffin, Brooklyn

© Philippe Servent, Paris

© Philippe Gontier, Paris

выставка · украшения ·

Еще в разделе Аксессуары

Популярное