Тренд: унисекс

Заимствовать вещи у противоположного пола давно стало In Vogue, пора привыкать к новой реальности гендерно нейтрального гардероба – считает Яна Мелкумова-Рейнольдс

Э ту колонку автор пишет в Париже, где проходят мужские показы осень-зима – 2015. За последние несколько дней автор полюбовалась мальчиками на восьмисантиметровых каблуках и в приталенных жакетах (с, надо заметить, по-мужски широкими плечами) на показе Saint Laurent; ранее, в Милане, – юношами Gucci в шелковых блузах и джентльменами Burberry в пончо и ярких мехах, а еще раньше, во Флоренции – бесполыми существами с нашумевшего шоу Hood by Air.


Prada, круизная коллекция весна-лето – 2015 / Prada, мужская коллекция весна-лето – 2015

Практически одновременно с мужскими показывают и женские преколлекции; пролистывая поутру снимки с дефиле и новые лукбуки, автор все чаще замечает, что по фотографии размера "превью" с каждым разом труднее определить, мужской на ней look или женский: силуэты и цветовые гаммы все менее различаются по половому признаку. На показе Giorgio Armani, например, на подиум и вовсе выходили модели разного пола в одинаковой одежде.

Когда пару лет назад в женскую моду пришли блейзеры, рубашки, брючные костюмы и ботинки-броги, а J. W. Anderson выпустил на подиум мужчин-моделей в юбках, все заговорили о нарождающейся "андрогинной" тенденции. Тогда же вышел клип Дэвида Боуи "The Stars (Are Out Tonight)", где модель Саския де Брау играла мужчину, а на тот момент еще мужчина Андрей Пежич – женщину. Клип журналисты немедленно подшили к делу об унисексе в моде. Мне тогда казалось неправильным использовать этот термин: речь шла не об андрогинности и не об унисексе, а скорее о травести-шоу. Вещи, традиционно являвшиеся маркерами маскулинности, надевали на женщин, и наоборот; никакого стирания границ между полами при этом не происходило – если уж на то пошло, гендерно маркированные костюмы, напротив, подчеркивали женственность женщин и мужественность мужчин. Как писал социолог Фред Дэвис, такие травести-игры "усиливают и подчеркивают разницу между полами, а не стирают ее".


Анонс проекта лондонского универмага Selfridges Agender ("Безгендерный") в марте 2015: в специально отведенном пространстве будут продаваться вместе мужские и женские коллекции

Эта неспособность подиумной моды взаправду отказаться от гендерных маркеров тогда казалась мне удивительно старорежимной. В мире, где две страны (Германия и Новая Зеландия) разрешают ставить в паспортах в графе "пол" знак "Х", означающий "неопределенный", где при заполнении онлайн-анкет во все той же графе все чаще видишь не два, а три варианта (Male, Female и Other) и где "мама-бизнесвумен и папа-домохозяин" – почти никого не удивляющая модель семьи, утверждать в интеллигентном обществе, что мужчины с Марса, а женщины с Венеры уже неприлично, тем более с подиумов. Причем уличная мода эти хромосомные различия давно научилась игнорировать: пройдитесь по любой европейской столице – и увидите в основном людей обоего пола в свитшотах, трениках или свободных джинсах и кроссовках. Но подиумная мода до недавних пор отставала в развитии – если не считать авангардные марки вроде Rad Hourani. К счастью, судя по вышеописанным показам, лед тронулся.


Лукбук Loewe, мужская коллекция весна-лето – 2015


Giorgio Armani, мужская коллекция осень-зима – 2015/2016


Burberry Prorsum, женский показ весна-лето – 2015

И не только по показам. В марте лондонский универмаг Selfridges, который всегда раньше всех понимает, куда дует модный ветер, открывает проект Agender ("Безгендерный"): на несколько недель мужской и женский отделы сольются в один, а в специально отведенном пространстве будут продаваться вещи унисекс Ann Demeulemeester, Comme des Garçons, Haider Ackermann, Jacquemus, Yohji Yamamoto и других важных брендов, а также целые капсульные унисекс-коллекции таких марок, как BodyMap, Nicola Formichetti и Faye Toogood. Кроме того, тут появится коллаборация набирающего популярность модельера Янга Ли с основателем группы Psychic TV, скандально известным музыкантом-перформансистом Дженезисом Пи-Орриджем, который собственную половую принадлежность определяет как "пандрогин".


Лукбук Yulia Yefimtchuk+, предосенняя коллекция 2015

Еще в начале 2000-х он и его жена Леди Джей перенесли энное количество пластических операций, которые должны были в конечном итоге сделать их тела и лица полностью идентичными; увы, леди Джей умерла от рака, не дожив до полного слияния и перевоплощения, а Дженезис стал одним из главных апологетов философии gender neutral, но до недавних пор оставался маргинальной фигурой. В 2011 году вышел и прошел в общем-то незамеченным фильм об их истории, "Баллада о Дженезисе и Леди Джей", зато на весенне-летнем показе Prada этого года играл саундтрек из фильма – еще одно доказательство, что подиумная мода, а вместе с ней и широкая общественность, дозрела до разговора о настоящей андрогинности.

"Agender – проект не про мимолетный новый тренд, а про новое мировоззрение, про культурный сдвиг, который мы осознаем и пытаемся осмыслить", – говорит креативный директор Selfridges Линда Хьюсон. Ей вторит украинский дизайнер Юлия Ефимчук, которая только что показала в Париже свою первую коллекцию унисекс: "Я думаю, что в скором времени мы вообще не будем акцентировать внимание, женская одежда или мужская: человечеству сегодня важна человечность". Может быть, это идеализм, но мне кажется, что, когда мода наконец перестанет подчеркивать гендерные различия, мы будем на шаг ближе к толерантному, инклюзивному обществу, признающему, что и мужчины, и женщины, и те, кто в графу "пол" ставит крестик или Other, – с Земли.


На мужских показах в Париже и Лондоне, 2015

На мужских показах в Париже и Лондоне, 2015

Givenchy, показ мужской коллекции весна-лето – 2015

Популярне на VOGUE