ЖУРНАЛ: Возвращение на пуанты
В январе Анастасия Матвиенко, ведущая солистка Мариинского театра и жена руководителя балетной труппы Национальной оперы Украины Дениса Матвиенко, родила дочь Лизу. Ровно через месяц она уже снималась для Vogue. А в мае ее ждут на фестивале в Казани, гала-концерте и плановом спектакле в Мариинском
Текст: Валентина Клименко
Хрупкая, с глазами "не мигают, слезятся от ветра безнадежные
карие вишни", Анастасия ведет себя на площадке абсолютно спокойно. "Меня тут
красили два часа, наверное – такая некрасивая", – говорит она по телефону своему
мужу Денису, и непонятно, что это: милая семейная шутка или сарказм. Она вообще
очень ровная, все нюансы – на полутонах и полуулыбках.
Платье Dolce&Gabbana
Фото: Egor Zaika@Vitals
Стиль: Olga Yanul
Прическа: Theo Dekan
Макияж: VITALIA
После самого длинного в своей жизни отпуска 30-летняя
балерина приступила к интенсивным тренировкам: качала стопы и выполняла
некоторые упражнения из йоги, после 8 марта занялась растяжкой, батманами и
плие. "Очень хочется восстановить прежнюю форму, наработать еще лучше, чем
была. Я не могу сказать, что сильно скучаю по сцене, но вот сидела на премьере
"Баядерки" и думала: я бы уже станцевала". Не жалко ли, что не станцевала Никию
в редакции Натальи Макаровой, спрашиваю. "Во-первых, в "Баядерке" я бы, скорее
всего, танцевала Гамзатти, потому что Наташа изначально очень хотела, чтобы я станцевала именно эту
партию. А во-вторых, не знаю, удалось ли
бы мне участвовать в этом спектакле, потому что я все-таки не работаю в
Национальной опере, а у Дениса в труппе много своих Гамзатти". Кстати, на
премьере эту партию танцевала прима-балерина театра Елена Филиппьева, первая
жена Дениса Матвиенко. "Она прекрасная балерина, и ничего, кроме восхищения ею
как балериной, я не испытываю. Никакого дискомфорта", – говорит Анастасия. В театре
думали, что она уволится из Мариинского и составит конкуренцию балеринам из
Национальной оперы, но пара решила по-другому. С ноября 2011 года, когда Денис
возглавил балет в Киеве, они жили на два города, а в мае 2012-го, узнав, что
беременна, Анастасия переехала к мужу.
"Мы сейчас все вместе живем в Киеве, как будет потом – не знаю, как-нибудь это
решится. Мы намерены как можно меньше расставаться и оставлять ребенка с
нянями, но будем решать проблемы по мере
их поступления".
Балерина, которая родила в 20, скажет, что это – лучший
возраст для материнства, Анастасия Матвиенко считает, что вовремя – это в 30
лет. Она станцевала основной классический репертуар, выступила на многих
мировых сценах – карьера сложилась. К тому же, по мнению специалистов, расцвет
балерины наступает в 34-35 лет: и физическая сила хорошая, и мозги работают
правильно. "Теперь мне определенно хочется
более драматических партий. Огромное желание – станцевать в спектакле Кеннета МакМиллана Манон или Джульетту.
Еще хотелось бы станцевать Каренину, неважно, в чьей постановке. Амбиции в
нашем деле – это хорошо, без них не добиться особых результатов. Я думаю,
главное в дальнейшей карьере – чтобы не
было скучно. Потому что танцевать одно и то же даже на самых прекрасных сценах –
это тяжело".
Разговор о балете плавно перетекает в русло пачек.
Оказывается, в Национальной опере художники по костюмам очень либерально
относились к желанию балерин хорошо выглядеть на сцене. "Недавно прошла
премьера "Баядерки" и теперь руководство будет строго следить, чтобы танцовщики
надевали костюмы, которые разработал художник Вячеслав Окунев. Когда я работала
в Киеве с 2001 по 2007 год, у меня весь гардероб был свой: три костюма – для "Спящей красавицы", три – для "Дон Кихота". У Дениса
есть японские журналы, и я по одной детали из разных моделей собирала наряд,
шла в мастерские театра и шила то, что хотела. Никогда в жизни мне никто не
сказал: ты должна спросить у художника, можно ли это надеть. Театр не заботится
о том, чтобы пошить что-то новое к премьере: хочешь выглядеть хорошо – иди и
делай сама. Так поступали все. Поэтому,
когда я пришла в Мариинский, для меня было потрясением, что ты должна надевать
только то, что предусмотрено художником". В старой киевской квартире у Анастасии
был специальный шкаф с двумя большими отделениями, в котором пачки нанизывались
на штангу, как шашлыки, так их удобнее хранить. В новой квартире пачки
расположились без прежних удобств, но, мне показалось, молодая женщина не
устраивает трагедий по пустякам.
Мешок с пуантами мигрировал из Санкт-Петербурга в Киев. Для
выступлений и репетиций Настя использует американские пуанты. Они очень качественные,
могут служить и полгода, но если речь идет о сложных партиях с большим
количеством вращений и прыжков, то через пару репетиций они становятся слишком
мягкими, а вот для больших кордебалетных партий – в самый раз. "У меня ходовой
размер, так что вполне могу отдать свои пуанты девочкам из кордебалета или
просто сохранить. Все пуанты делаются вручную и на заказ. Ну как их выбросить?".
Разбирая образ балерины с ног до головы, перешли к украшениям. Другие девочки
могут надеть на спектакль настоящие бриллианты; если по роли положена корона,
могут поменять камни на более красивые, а балерина Матвиенко ювелирные
украшения приберегает для светских раутов. "Короны из проволоки я уже научилась
делать сама, это и приятнее – выглядит так, как тебе нравится. В общем, корон у
меня теперь много, я с Лизой обязательно ими поделюсь".