До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Журнал: новый балетный проект Дениса Матвиенко Stabat Mater

В июне хореограф Эдвард Клюг представляет в Киеве свой новый балет – Stabat Mater. По традиции украинскую постановку он готовит вместе с труппой Дениса Матвиенко

Хореограф Эдвард Клюг для украинских балетных фанатов – постановщик очень близкий, почти родной, даром что де-факто он худрук Словенского национального театра в Мариборе. Вместе с солистом Денисом Матвиенко и его танцорами он встряхнул украинскую балетную жизнь, когда в Киеве поставили его нашумевший спектакль Radio & Juliet, а позже – Quatro для четырех солистов. Свой новый балет Stabat Mater на музыку Джованни Перголези он опять готовит с Матвиенко – 24 июня во дворце "Украина" состоится премьера этого одноактного спектакля, вместе с которым покажут старый добрый Radio & Juliet.

Купить билеты на балет Stabat Mater 

Денис Матвиенко в съемке для украинского Vogue, октябрь 2014. Фото: Екатерина Николайчук. Стиль: Ольга Януль
Денис Матвиенко в съемке для украинского Vogue, октябрь 2014. Фото: Екатерина Николайчук. Стиль: Ольга Януль

Киевская постановка Stabat Mater для Эдварда Клюга – третья (первая состоялась год назад в Словении, вторая – в Германии). Здесь ее ставят силами труппы The Great Gatsby, которая менее чем за год своего существования показала потрясающий профессиональный рост. Денис Матвиенко, который собрал труппу и руководит ею, объясняет это так: "Делая кастинг на Gatsby, мы изначально отбирали танцовщиков не только за красивое тело и точные движения. Нам нужны были эмоции, духовность, глубина. Если человек пустой, на сцене это всегда видно, как бы красив он ни был. Даже в кордебалете этого не скроешь. Все танцовщики нашей труппы очень интересные, у каждого есть история за плечами, хоть они и молоды. Мы уже год вместе, и я знаю, что каждый из них – личность. Уже во время первого просмотра Stabat Mater я видел, кто из ребят будет на каком месте, где чья роль. Ведь любого персонажа нужно подбирать по характеру исполнителя, по тому, что у него внутри".

Все ведущие мужские партии в Stabat Mater исполняет Денис Матвиенко

На премьере будет видна и творческая эволюция самого Эдварда Клюга. В Stabat Mater он демонстрирует новый балетный язык, который стал более тонким, насыщенным отточенными мелкими движениями, требующими максимального внимания не только от исполнителей, но и от зрителей.

Stabat Mater ("Мать скорбящая стояла") – средневековая секвенция, которую исполняют в католической мессе перед чтением Евангелия – у Перголези не замыкается на образе бесконечной скорби Богоматери у подножия креста на Голгофе. Напротив, она ведет к просветлению. Клюг талантливо развивает эту идею. "Когда я вслушивался в музыку Перголези в самом начале и затем уже в ходе работы над постановкой, я был потрясен ее чистотой, простотой, а в некоторых местах и интонациями радости, которые в большей степени отражают не боль, но скорее ее неотъемлемое "последствие" – надежду".

У Stabat Mater большие планы – в июне балет покажут в Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Днепропетровске
У Stabat Mater большие планы – в июне балет покажут в Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Днепропетровске

Эти чистота и ясность свойственны спектаклю в целом и его самому объемному образу – Матери и Женщины – в частности. В балете женщина является в самых прекрасных, но часто трагических своих ипостасях: вот она перебирает на себя всю боль мужчины (сына, мужа), а затем выходит на подиум и требует обожания и мужского плеча (назад по подиуму "модели" идут, опираясь на мужчин и ведомые ими); потом она молча скорбит, наблюдая за мучениями Сына и всего человечества, не смея бросить свой собственный крест сострадания и любви.

По словам Клюга, "хореография имеет четкие аллюзии на традиционные библейские образы. Однако из-за несколько иронического контекста повседневной жизни, привнесенного в постановку, эти образы создают новый тип интимности в танце и лишают его привязки ко времени. Так отражается наше личное понимание отношений матери и сына".

В украинской постановке Stabat Mater образ мужчины также приравнивается к символу – еще больше, чем в изначальной версии. Дело в том, что все ведущие мужские партии исполняет один танцовщик – Денис Матвиенко (этот ход, кстати, он придумал сам). Благодаря этому на сцене оказывается "сквозной" герой, который на глазах у зрителей проживает не свою конкретную жизнь, а некую метажизнь, сотканную из многих других.

Stabat Mater – постановка очень своевременная. Если для среднестатистического европейского зрителя это история скорее о всеобщих категориях жизни, смерти, жертвенности, сострадания, взаимодействия женщины и мужчины, то украинскую публику балет погружает в сферу реальных переживаний, бьет по болевым точкам, чтобы нежными руками героинь в простых бежевых платьях мягко привести к надежде.

Купить билеты на балет Stabat Mater

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.