RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Гений места: почему нужно посетить скульптурный парк в Каневе

07 ноября 2021

В 120 километрах от Киева, в историческом городе Каневе на берегу Днепра, раскинулся скульптурный парк. Если вы еще там не были – отправляйтесь прямо в ближайшие выходные.

"Вода", Йошин Огата

“...скульптуру нужно трогать руками. Обойдите ее со всех сторон, ощутите ее объем и непременно потрогайте руками”, – так начинает свою экскурсию по скульптурному парку под Каневом основатель художественного объединения “ЧервонеЧорне” коллекционер Юрий Сташкив.

"Мужская голова", Александр Дяченко

Я давно хотела побывать здесь, в этом наполненном архитектурными памятками и мемориалами историческом месте неподалеку от знаменитой Тарасовой горы. Где вдоль берега Днепра, на ярко-синем его фоне, идеально вписаны работы из камня знаменитого украинского скульптора Александра Дяченко и именитого японского автора Йошина Огата (Yoshin Ogata). Здесь же, в небольшом парке на территории комплекса "Княжа гора", находится около тридцати произведений украинских и иностранных авторов:  Юлия Синкевича, Василия Татарского, Олега Капустяка, Владислава Волосенко, Алексея Золотарева, Владимира Кочмара, Николая Билыка и других замечательных художников. Проект является международным, в парке много произведений иностранных мастеров: Алессио Ранальди из Италии, Валериана Джикии и Джони Гогаберишвили из Грузии, американца Томаса Оливы, Татьяны Премингер из Израиля.

"Уверенная", Василий Корчевой

Скульптурный парк – результат системной работы Каневского международного скульптурного симпозиума, который был основан десять лет назад объединением  “ЧервонеЧорне”. Тогда, в  2011 году, коллекционер и меценат Юрий Сташкив предложил скульптору Александру Дяченко стать первым участником и куратором проекта. Художественный симпозиум – это когда на протяжении определенного времени профессиональные скульпторы живут в арт-резиденции и работают вместе, создавая произведения, которые в итоге станут частью парка. Главной целью работы симпозиума является создание пространства для совместного творчества, укрепление международных связей и традиций скульптуры в камне. Для авторов из других стран это еще и возможность познакомиться с украинской историей и культурой. 

В этом году в симпозиуме принимают участие пять человек, которых выбирали организаторы и международное жюри через открытый прием заявок. Это признанные мастера Василий Корчевой и Александр Дяченко, художник из Болгарии Здравко Здравков. Илья Новгородов и Виталий Протосеня по возрасту еще причисляются к молодым авторам, но на их счету участие в масштабных групповых выставках. 

Юрий Сташкив

Мне удалось попасть на экскурсию по парку, которую организаторы проводили в честь завершения юбилейного десятого симпозиума. О работах они говорят с любовью и с очень личным отношением. Рассказывают об истории, которая стоит за каждой скульптурой, о свойствах материала, из которого она создана, о предпочтениях художника в работе.

“Геометрическая архаика” Алексея Золотарева была создана в 2012 году из тибурского камня. Произведение напоминает нам о незыблемых ценностях – о семье как об объединяющей форме, которая состоит из элементов, отдельных в прошлом. Идея воплощена с помощью геометрической композиции – так выражается возможность трансформаций. Четкость фигур подчеркивает надежность этой формы существования. 

“Геометрическая архаика” Алексея Золотарева

Работа киевского скульптура Влада Волосенко “Горизонтальный торс”, выполненная в традиционной манере, – образец современной скульптуры. Это идеальный или идеализированный женский образ. В работе есть и мастерство состоявшегося украинского скульптура, и воплощение собственной художественной парадигмы через антропоморфную модель. 

"Горизонтальный торс", Владислав Волосенко

Одна из самых нежных скульптур в экспозиции – “Ветер” Александра Дяченко. Невероятно, насколько нежной может быть работа, выполненная из камня, ведь с камнем принято сравнивать все грубое и бесчувственное. Такой парадокс – и есть настоящее искусство.

“Ветер” Александра Дяченко

Важность симпозиума сложно переоценить – здесь созданы все условия для такого трудоемкого процесса, как создание скульптуры в камне. В отличие от работ в бронзе, которые отливаются в определенном количестве, у камня не бывает тиража. Работа может существовать только в одном экземпляре, что повышает ее ценность и цену. Для некоторых авторов это стало местом для эксперимента – скульпторы Валерий Пирогов и Александр Мацюк никогда прежде не работали с камнем.

(Фото – Управління економічного розвитку Канева)

“Сейчас все произведения, созданные на симпозиуме, находятся на рабочей площадке. Они обретут свое постоянное место в парке уже в следующем году. Пока размещение скульптур в парке довольно плотное, но у территории отеля “Княжа гора” есть потенциал для расширения именно в части парка. Да и парк уже начал свою экспансию в пространства города Канева. Таким образом мы работаем сразу в двух направлениях” – рассказывает куратор художественного объединения «ЧервонеЧорне» и самого Каневского симпозиума нынешнего 2021 года Катерина Пидгайна. 

Парк скульптур в Каневе – настоящее место притяжения. Это классический скульптурный парк, в лучших европейских традициях, который открыт семь дней в неделю. И процесс его развития непрерывен. В ближайшем будущем в городском парке Канева появится одна из скульптур, созданных на симпозиуме, а организаторы тем временем уже размышляют над новым проектом, который реализуют в 2022 году.

Текст: Светлана Старостенко

Фото: Тарас Безпалый

Еще в разделе Путешествия

Популярное