Простые истины. Елена Филипьева
Елена Филипьева – прима-балерина Национальной оперы Украины, в 23 года стала Народной артисткой Украины, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Санкт-Петербурге, Токио.
1. Я считаю, у артиста должна бать классическая школа. А модерн тебя раскрепощает, и потом даже в классических партиях этот опыт помогает артисту по-другому выглядеть.
2. Три необходимые вещи для балерины – трудоспособность, самокритичность и не переставать учиться.
3. Я танцующий педагог – я и преподаю, и танцую, и занимаюсь с преподавателем как ученица. Я выслушиваю замечания педагога, переодеваюсь и иду преподавать своим ученицам.
4. Мне предлагали уехать – Григорович приглашал в Большой театр, Наталья Большакова звала в Питер, Майя Плисецкая брала к себе, предлагали остаться за рубежом – меня всегда хорошо принимали и сделали бы хорошие условия, ведь я ведущая балерина, но меня всегда тянуло в Киев – не могла больше месяца находится за границей, тоскую по городу, театру и дому.
Елена Филипьева и Денис Матвиенко в балете "Баядерка"
5. Я за то, чтобы балетные артисты ездили на гастроли, танцевали в разных театрах и проектах - но в меру. Если танцор много разъезжает, это выводит из формы. От частых перелетов ты начинаешь уставать, сцены самые разные – холодно, жарко, сквозняк, усталость накапливается, ты уже работаешь на автомате. Спектакли все-таки требуют подготовки: подготовил, накопил – выплеснул. Должны быть настоящие эмоции, а не механичность.
6. Когда мне было 20, мы с театром поехали в Канаду с "Золушкой". У меня был тогда один свитерок, джинсы. Я танцевала Золушку, и наш импрессарио Джон Криптон, который очень похож на Санта Клауса, пригласил на банкет: я заглядываю, а там все в бриллиантах, в вечерних платьях. Говорю: я не пойду. Он сказал: деточка, не важно, что на тебе, сегодня звезда – ты. Я вышла, все аплодировали, мы с ним танцевали. То есть, для них человек, который только что на сцене создавал это искусство – априори звезда. Иногда мы ездим на совместные концерты, и иностранцы никогда не заморачиваются с одеждой: на банкет они идут расслабляться, они делают свое дело на сцене.
7. Моя подруга уехала в Германию, танцевала в маленьком театре – и ее это устраивало. Там очень жесткие условия: сегодня она танцует Гамзатти в Баядерке, а завтра – в кордебалете, к этому нужно привыкнуть. Потом контракт закончился – до свидания, ты идешь в другой маленький театр. Мне бы таких условий не хотелось, это сложно психологически. Но многих это устраивает, им нормально – могут год танцевать только современную хореографию, потом снова только классику.
8. Все артисты выпускаются с мыслями вести спектакль, быть солистами, но попадают в кордебалет, и начинают критиковать ведущих танцоров.Мне иногда хочется сказать балеринам из кордебалета: а ты хоть раз стань и станцуй даже не целый спектакль, а просто вариацию, а мы посмотрим. Поэтому я учу своих девочек: вы не критикуйте, а учитесь на чужих ошибках.
9. Я преподаю только в Национальной опере, мне интересно работать с профессиональными артистами.Пробовала заниматься с детьми, но это не мое – они не понимают импровизацию, им еще все нужно ставить.
10. Нас, балетных, всю жизнь принимают за мальчиков-девочек. Это оперные – тети-дяди, а мы – всегда дети.
11. Я целыми днями пропадаю в театре, и вечером туфли физически надеть не могу.Конечно, на премьеру я стараюсь надевать вечерние платья и каблуки, но иногда могу придти в кроссовках и джинсах – и пусть это кажется кому-то странным. Раньше мне говорили: Лена, ты каждый день должна приходить в шубе, в бриллиантах, с прической - ты же прима! Подождите, во-первых, я пришла на работу. Во-вторых, я прихожу так рано, что меня никто не видит. А еще ребенка нужно забрать из школы, какие шубы – все на бегу. Поэтому праздничная я на праздники. Балерина должна быть красивой на сцене. Для нас новая корона, новая пачка – вот это важно. Ты на сцене королева.
12. У меня нет короны, что я - Народная артистка, со всеми стараюсь поддерживать человеческие отношения. Я предпочитаю доказывать свой статус примы на сцене, а не на уровне "я начальник, ты – дурак".