VOGUE UA CONFERENCE 2021FASHION & BUSINESS 9/09
RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Кто выбирает музыку для кино и сериалов

31 мая 2021

Музыка играет ключевую роль в кино, на телевидении и даже в видеоиграх: тяжелые басы могут помочь передать атмосферу в ночном клубе, лихорадочные скрипки — создать напряжение, а поп-песни — переместить в определенную эпоху. Музыка задает тон каждой сцене и вызывает эмоции у зрителей, поэтому в каждом проекте есть тот, кого называют музыкальным супервайзером. О том, кто же этот человек, и о тонкостях его работы рассказывает шоуранер в 1+1 Production Ирина Никончук. 

Ирина НикончукИрина НикончукФото: kinonastik

Музыкальный супервайзер — это не просто человек, подбирающий музыку к сериалам или кино. Это в определенной степени специалист по нейромузыкологии — науке, изучающей влияние музыки на мозг человека, на его гормоны и, соответственно, на эмоции. Потому ключевая задача музыкального супервайзера — усилить сцену, а иногда и создать эмоциональный резонанс только за счет музыки.

Музыка в любом контенте — это еще один очень мощный канал коммуникации со зрителем, способный вызвать эмпатию. Замечали ли вы когда-нибудь, что под музыку вам все кажется более настоящим, а к определенным событиям вашей жизни «привязан» саундтрек, навевающий вам те или иные эмоции и воспоминания, а иногда даже запахи — даже когда вы слышите эту песню спустя несколько лет? Это то, с чем работает музыкальный супервайзер, он делает сцену настоящей для зрителя. Мы, шоуранеры, знаем, что музыка и звук в сериалах и кино — это 50 % картины. Иногда даже очень плохо снятые и сыгранные сцены может спасти круто подобранная музыка или саунддизайн.

Ключевая задача такого специалиста — это поиск музыки. Обычно речь идет об огромном объеме различных композиций, поскольку в одной серии сезона может быть более 20 треков. Также в его обязаности входят переговоры с исполнителями, обсуждение условий покупки прав и цены в пределах бюджета.

В работе музыкального супервайзера можно выделить две больших сложности. Первая — ему надо получить в проект несколько громких имен. И если сериал поднимает контраверсионные темы в обществе — это очень непростая задача. Вот, например, музыкальный супервайзер сериала HBO «Эйфория» Джена Мэлоун, только получив согласие от Бейонсе на трек Hold Up, смогла привлечь в проект ряд других культовых исполнителей, таких как Мадонна и Рэнди Ньюман. Здесь надо иметь большой социальный капитал и навыки переговоров, умение рассказать о своем проекте так, чтобы в нем хотели участвовать крутые люди индустрии.

Ну а вторую я называю «дайте понюхать кофе». Дело в том, что иногда, чтобы подобрать музыку для одной сцены, надо прослушать более 20 композиций. Уже на седьмой начинаем забывать акценты в сцене, музыка сбивается в вакханалию в голове и ты, к сожалению, не можешь «перебить с помощью кофе» предыдущий аромат и флер, как, например, когда выбираешь духи. Действительно крутые музыкальные супервайзеры способны сократить выбор шоуранера до трех композиций. По моему опыту работы с единственным пока в Украине музыкальным менеджером Сергеем Вовком бывало, что он с первого раза давал трек, который идеально ложился в сцену и работал на драматическую задачу. И в этом случае в наибольшей степени проявляется творчество такой сложной профессии, потому что творчество, по определению Роберта Макки, это «... умение сделать выбор между необходимым и неуместным».

Один из самых интересных аспектов в профессии — необходимость не только разбираться в музыке, но и проводить исследования целевой аудитории проекта, а иногда изучать целую эпоху.

Вот, например, Аттикус Росс и Трент Резнор — музыкальные супервайзеры моего любимого за последние годы сериала «Хранители» (HBO) и большинства работ Дэвида Финчера — в работе над последним фильмом режиссера «Манк», проводили глубинные исследования США 30-х годов прошлого века. Они изучали, как жили люди в Голливуде тогда, какую музыку они слушали, какие социально-культурные и политические установки влияли на их вкус и т. д.

В работе над проектом «Секс, Інста і ЗНО» музыкальный супервайзер Сергей Вовк проводил опрос и глубинные интервью с целевой аудиторией проекта — тинейджерами, — чтобы понять, какую музыку они слушают и как не только дать им то, что они хотят, но и удивить их и воспитывать музыкальный вкус у целого поколения.

Если говорить о наиболее успешных кейсах, то, конечно, нужно вспомнить Сьюзан Джейкобс и ее работу в «Большой маленькой лжи». Вспомните открывающие кадры каждой серии — как филигранно изображенная режиссером Жан-Марком Валле природа Калифорнии подчеркивалась музыкой Майкла Кивануки. За эту работу Сьюзан получила первый в своем роде «Эмми» в музыкальной категории за музыкальный супарвайзинг. Конечно, нужно упомянуть и Рэндолла Постера и его блестящую работу во многих фильмах Уэса Андерсона. Уэс, кстати, не работает с композиторами — только с музыкальными супервайзерами. 

Выше уже упоминалась «Эйфория», но нужно также рассказать читателям об одном из самых интересных, на мой взгляд, моментов работы над саундтреком «Эйфории», а именно, как шоуранер Сэм Левинсон ставил задачу на выполнение саундтрека. Когда Сэм Левинсон пришел к Labrinth, он описал настроение будущего саундтрека так: «Это должно быть "Эдвард руки-ножницы" + Yeezus (альбом Канье Уєста) + Depeche Mode». Думаю, ненадолго это даже смутило Labrinth, и он ответил что-то вроде: «Ну ладно, попробуем». 

В моем личном опыте был не менее уникальный кейс. Когда я начала работать над «Секс, Інста і ЗНО», сериалом в сегменте YangAdult, я понимала, что музыка очень важна для этой целевой аудитории. По результатам фокус-групп, перед стартом проекта мы обнаружили, что подростки слушают музыку постоянно, каждый их период взросления буквально имеет саундтрек. И я понимала, что ни я, ни режиссер Антонио Лукич, не справимся с этой задачей в полной мере. Я начала искать музыкального супервайзера. К моему удивлению, такого в Украине не было. Тогда, прочитав интервью с Джен Мэлоун, где она говорила, что в их работе нет науки — надо только постоянно слушать музыку, я начала искать того, кто это делает и по совместительству любит кино — это был Сергей Вовк. Вот так, собственно, появилась такая позиция в локальных проектах.

Чтобы стать музыкальным супервайзером, нужно иметь социальный капитал в музыкальной индустрии, владеть навыками ведения переговоров, развивать большую наслышанность, уметь работать в жестких дедлайнах и, конечно, иметь вкус. Но есть еще одно очень важное качество — это знание и ощущение драматургии. Работа музыкального супервайзера начинается с чтения сценария, а дальше каждый раз, когда он начинает работать над сценой, должен задать вопрос шоуранеру: что именно мы озвучиваем в этой сцене? Это место действия, персонаж или его внутренний монолог? Музыка должна работать только в этой сцене или подводить зрителя к следующей, спойлерить то, что он увидит и почувствует дальше, или нет? В итоге, музыкальный супервайзер — это один из авторов проекта, точно такой как и автор сценария, оператор или режиссер. Он, так же как сценарист словами персонажей или оператор в визуальном повествовании, рассказывает историю — но нотами.

Еще в разделе Музыка

Популярное