Дизайнер Карим Рашид о счастье, стрессе и работе 24/7

06 июля 2019

В июне киевский ЦУМ презентовал новую модную площадку – EDEN Bar & Rooftop Garden by Mantra. Дизайн разработал Карим Рашид, один из самых успешных дизайнеров в мире. Vogue.ua Карим рассказал о моде, любимых художниках и почему, будь он дизайнером одежды, то предпочел бы создавать одежду для H&M, а не Alexander McQueen.

Карим Рашид

Журналисты любят пересказывать историю о том, что, когда Карим Рашид впервые встретился со своей женой Иваной, дизайнер был весь в розовом – и она влюбилась в него с первого взгляда. Розовый цвет дизайнер любит и не стесняется повторять вот уже 20 лет: розовый – это новый черный. Или белый. Когда мы знакомимся с Каримом на крыше киевского ЦУМа, дизайнер весь в желтом: узкие джинсы, футболка с ироничным портретом самого Рашида, пиджак лимонного оттенка, ярко-желтые кроссовки. На вечеринке по случаю открытия EDEN Bar & Rooftop Garden by Mantra Рашид выглядит экзотически, но ко вниманию ему не привыкать.

В Киеве Карим Рашид не впервые. Он читал здесь лекции о дизайне, выступал в качестве диджея – и только сейчас приехал в Украину представить свой дизайнерский проект. Переоценить это событие сложно: вот уже 20 лет Рашид остается одним из самых известных промышленных дизайнеров в мире. В его блестящем CV – оформление бутиков Armani и создание флаконов для парфюмов Kenzo, сотрудничество с Ester Lauder, Tommy Hilfiger, Prada, дизайн 24 отелей от Дубая до Афин, – и еще 300 предметов мебели, 25 архитектурных проектов и многое другое. Те, кто знают Рашида, безошибочно обнаружат в минималистичном дизайне EDEN Rooftop Bar & Garden его творения: это геометричные белоснежные барные стулья, диваны из белого пластика и инсталляция уроборос – скульптура, которая стала символом нового пространства. «Я несколько раз был в Киеве, ездил в Одессу к друзьям и всегда хотел сделать здесь проект, но не было предложений. И вот наконец меня пригласили сюда как дизайнера – я счастлив!», – искренне и беззаботно говорит Рашид.

Карим Рашид родился в Каире, а рос между Англией и Египтом – его мама была англичанкой, а отец египтянином. Счастливые люди уже в детстве знают, кем хотят быть – и воспитывают свой вкус. С этим Кариму повезло: его отец был художником и театральным и кино-декоратором. «Я обожаю искусство. Точка отсчета для меня – 1946 год, время, когда родилось абстрактное искусство. Я обожаю абстрактный экспрессионизм: Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Куннинга. Мой отец работал в театре, потом в кино, и приносил домой из рабочей библиотеки книги об искусстве и моде. Помню, одна из моих любимых была о Пьере Кардене. Она лежала у нас на кофейном столике, и я воспринимал ее как сокровище. Отец построил всю мебель в нашем доме: он любил невероятные формы, безумные цвета.  Все это повлияло на меня».

В 1993 году Карим Рашид открыл в Нью-Йорке свою собственную студию. Более чем за 25 лет вместе с командой Рашид создал тысячи предметов. Его дизайн не спутаешь ни с чьим другим. Говорим «Карим Рашид» – и видим перед собой кресла из пластика безумных оттенков, ярко-розового или неоново-зеленого, геометричные стулья, кровати-коконы. Если бы Рашид работал в 1960-е, то бы был участником фабрики Энди Уохола: его дизайн – тот же поп-арт, только с приставкой «люкс».

Дизайнер поражает своей легкостью, прямолинейностью и какой-то нетипичной для нашего времени простотой. Он уверен, что дизайн – это отнюдь не искусство «от кутюр», а скорее демократичная вещь, и в первую очередь призвана сделать жизнь человека комфортной.

«20 лет назад я сказал себе: моя цель – быть в каждом втором доме в мире! Пока я еще не достиг этого, но иду к своей цели. Мне всегда хотелось менять жизни людей. Меня не очень волнует, есть ли мои вещи в музеях: музеи для искусства, но не для мебели и стульев. Мне намного важнее влиять своим дизайном на повседневную жизнь людей, чем быть предметом изучения группы кураторов. Дизайн – это высокое искусство, любят говорить мои коллеги, но я уверен: на самом деле дизайн – это low art. Он может быть фантастическим, необычным, очень удобным, но это дизайн для жизни. Если бы я работал в моде, я бы предпочел быть H&M, чем McQueen. Это не значит, что я сам предпочитаю H&M высоким брендам, нет – но я хочу, как они, иметь возможность достучаться до всех». 

Когда ты спокоен и уверен в себе, к тебе все придет – Рашид в этом не сомневается. В начале 2000-х он участвовал в двух групповых выставках в нью-йоркском МоМа. В коллекции музея две работы Рашида 90-х годов – стул и мусорная корзина. При всей простоте, к которой апеллирует Рашид, его дизайн вошел в историю и наверняка будет изучаться в профильных вузах. Так, пока другие дизайнеры делают мебель из векового дуба, Рашид предлагает использовать в промышленных целях пластик, делая из него удобные и красивые вещи.

Одно из последних творений студии Карима Рашида – уличные скамейки для бренда Nienkamper. Они напоминают те, что 100 лет назад поставил в барселонском парке Гуэль архитектор Антонио Гауди: это волнистая скамейка, которая не отделяет сидящих на ней людей перегородками, а напротив – соединяет, потому что одна ее часть продолжает и как бы проистекает в другую. Рашид назвал ее «Сердцебиение» и уверен: в силах такой скамейки – сократить пропасть между людьми.

Философия Рашида на редкость проста: будь собой, будь смелым, не напрягайся и не тревожься. На вопрос о том, как ему удается быть таким продуктивным и одновременно курировать с десяток проектов по сему миру, Рашид отвечает: просто. «Я работаю не больше, чем любой успешный и амбициозный человек на этой земле. Если ты управляешь своим бизнесом, ты никогда не останавливаешься: ты на связи 24 часа семь дней в неделю.  Мне нравится жить в цифровую эпоху: раньше после обеда мне нужно было ехать обратно в офис, чтобы поработать,  а сейчас такой необходимости нет. После обеда я могу отправиться домой, лечь в кровать и писать оттуда имейлы, или рисовать скетчи на айпаде. Я работаю по всему миру, при этом я сплю семь часов каждую ночь – и я стараюсь избегать лишнего стресса, а просто делать свою работу. Раньше  я часто был фрустрирован из-за работы, но сейчас стал увереннее в себе. Я понял одну вещь: если какой-то проект не сложится, или кому-то не нравится мой дизайн – это просто жизнь, никто не умрет. Я наконец-то успокоился – и я счастлив».

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Мария Павлюк

Интерьер · ЦУМ ·

Еще в разделе Lifestyle

Популярное