RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Изменит ли пандемия COVID-19 киноиндустрию

05 апреля 2020

В связи с глобальной пандемией COVID-19 кинотеатры были закрыты, даты выхода фильмов перенесены, кинофестивали – отменены, производство новых картин – приостановлено. Как индустрия будет восстанавливаться после глобального кризиса и повлияет ли он на ее существование – рассказываем в этом материале.

19 марта 2020 года Каннский кинофестиваль объявил, что ежегодное мероприятие, которое было запланировано с 12 по 23 мая, не состоится из-за пандемии коронавируса. «Рассматривается несколько вариантов, чтобы сохранить работоспособность фестиваля, – заявили организаторы. – Основное решение на данный момент – просто перенести даты его проведения». Для мировой киноиндустрии, из которой 40 000 человек посещают Канны каждый год, чтобы покупать, продавать и сообщать о релизах, ничего простого в этом решении нет.

На протяжении всей своей истории Канны отменяли фестиваль только из-за революции или войны. В 1968 году фестиваль был прерван, когда общенациональные забастовки привели к полной остановке французской экономики. До этого, событие в Каннах было впервые прервано началом Второй мировой войны. На следующий день после торжественного открытия фестиваля в 1939 году, в рамках которого был показан «Горбун из Нотр-Дама», немецкие войска вторглись в Польшу. Следующий раз фестиваль открыл свои двери только в 1946 году.

Быстрое распространение COVID-19 в какой-то степени можно сравнить с боевыми действиями. В настоящее время в мире насчитывается более полумиллиона случаев заражения и более 20 000 жертв. А с вероятностью потерять рабочее место столкнулись 25 миллионов человек. В киноиндустрии кризис уже привел к потере 7 миллиардов долларов кассовых сборов, и ожидается, что к концу мая эта цифра возрастет до 17 миллиардов. Между тем, американский союз индустрии развлечений International Alliance of Theatrical Stage (IATSE) сообщает, что в результате кризиса в Голливуде потеряли работу 120 000 сотрудников. В связи с тем, что социальное дистанцирование и самоизоляция становятся новой нормой, может ли выжить бизнес, основанный на взаимодействии с обществом?

Закрытые кинотеатров

В январе 2020 года, всего через несколько недель после того, как в китайском городе Ухань появились первые случаи заражения коронавирусом, кинотеатры по всему региону начали закрываться. Пик убытков наступил накануне китайского Нового года, который обычно является одной из самых прибыльных недель посещения кинотеатров в мире. В 2019 году тот же 20-дневный период принес 1,5 миллиарда долларов дохода; этот год всего 3,9 миллиона долларов. Вскоре после распространения COVID-19 почти все 70 000 китайских кинотеатров закрылись, и, когда вирус распространился по всему миру, кинотеатры в Италии, Испании и арабских странах также прекратили работу. Во Франции, Великобритании и Ирландии были предприняты меры для обеспечения социальной дистанции в кинотеатрах посредством разделения мест и уменьшения вместимости залов. Но вскоре, кинотеатрам было приказано закрыться местными органами власти, хотя многие уже и так это сделали из-за отсутствия зрителей. Некоторые независимые кинотеатры, перегруженные арендными платежами, могут не открыться снова.

Отложенные релизы

В ответ на пандемию, киностудии оперативно перенесли даты выходов своих блокбастеров. Релиз 25-го фильма о Джеймсе Бонде, который, по иронии называется «Не время умирать», перенесли с апреля на ноябрь. Такие же меры были вынуждены предпринять и с картиной студии Paramount «Тихое место 2», мультфильмом Disney «Мулан», лентами «Черная вдова» Marvel и «Чудо-женщина: 1984» DC. Поскольку они конкурируют за внимание зрителей осенью, менее масштабным проектам приходится искать другие варианты. Недавно Universal стала первой студией, которая разбила театральное окно эксклюзивности, сделав три текущих релиза – «Эмма», «Человек-невидимка» и «Охота» – доступными для просмотра дома практически сразу, а не через 90 дней проката. Это разозлило владельцев кинотеатров, которые долгое время боролись за то, чтобы стриминговые платформы не получали таких же прав. Но примеру Universal последовали и другие студии, включая Pixar с картиной «Вперед» и Warner Brothers с лентой «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн». Когда кризис закончится, выпуск фильмов одновременно в кинотеатрах и на различных сервисах может стать нормальной практикой.

Самоизолирующиеся знаменитости
Том Хэнкс и Рита Уилсон (фото: @tomhanks)

В то время как киноиндустрия пытается оклематься от происходящего, ее главные игроки оказались не менее уязвимыми. 12 марта Том Хэнкс и Рита Уилсон объявили, что их тесты на COVID-19 дали положительный результат. С тех пор ряд других актеров также рассказали о своем диагнозе: Идрис Эльба, Ольга Куриленко, Даниэл Дэ Ким и Кристофер Хивью. 23 марта появились новости о том, что Харви Вайнштейн, теперь осужденный за сексуальные преступления, также заразился вирусом в тюрьме.

Фестивали в опасности

Точно так же волнуются и те, кто вынужден буквально бороться за шанс, чтобы их проекты увидели мир. Первый серьезный удар по независимым кинематографистам пришел с отменой мероприятия South by Southwest, которое должно было состояться в техасском Остине с 13 по 22 марта. Встряхнувшись от финансового удара, организаторам фестиваля пришлось отпустить треть своего круглогодичного персонала. По оценкам, местная экономика потеряла 350 миллионов долларов. А потом начался эффект домино: через неделю кинофестиваль «Трайбека» сообщил, что переносит даты проведения, а затем с аналогичными новостями вышли и Канны. Даже если эти фестивали перенесены на осень, теперь им придется бороться за посетителей с фестивалями Венеции, Теллурида и Торонто. В свою очередь,  небольшие кинофестивали могут и вовсе исчезнуть из графика.

Приостановленные производства

На сегодняшний день из-за пандемии остановлено производство не менее 34 фильмов и 144 шоу. К первой группе относятся высокобюджетные релизы, такие как «Русалочка» Disney, «Матрица 4», «Мир Юрского периода 3», «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном и «Выпускной» Райана Мерфи с участием Николь Кидман и Мерил Стрип. Во вторую группу попали все: от «Рассказа служанки» и «Эйфории» до «Очень странных дел» и «Матрешки». По словам The Hollywood Reporter, стоимость такого перерыва в съемках и удерживание рабочих мест за членами съемочной команды может достигать невообразимых цифр (к примеру, до 350 000 долларов в день для Disney). 

Режиссер, актриса и поэт Грета Белламачина делится инсайдерской информацией о финансировании проектов: «У моего действующего агента были проекты, на разработку которых ушли годы, которые просто приостановили на неопределенный срок, – говорит она. – Это будет кризисный год для всех, и некоторые из индустрии не получат никакого дохода в течение следующих шести месяцев».

Посткризисное кино

Однако, в этом новом мировом порядке есть и возможности, особенно в то время, когда люди активно потребляют контент в домашних условиях. Киноиндустрия, безусловно, находит инновационные способы обойти существующие препятствия. Пока съемочные площадки остаются закрытыми, сценаристы продолжают встречаться в Zoom, Американское кастинговое общество и SAG-AFTRA продвигают виртуальные и дистанционные кастинги, а фестивали обещают делать онлайн-показы и продажи фильмов.

«Мы должны сосредоточиться на поиске креативных решений для поддержания бизнеса», – говорит Филип Нэтчбулл, генеральный директор британской сети кинотеатров Curzon, который направляет зрителей на веб-сайт Curzon Home Cinema, пока физические кинотеатры закрыты. «Мы предлагаем нашу платформу другим дистрибьюторам для их релизов, запланированных на это время, – объясняет он. – Мы также работаем над серией онлайн-мероприятий».

Итак, будем ли мы по-прежнему стремиться к большому экрану, когда кризис закончится? Частично ответ можно найти в Китае, где вспышка, похоже, гаснет, и кинотеатры постепенно открываются. 20 марта было открыто 486 кинотеатров, но общенациональный доход проката фильмов составил менее 2000 долларов. В прибрежных районах Фуцзянь и Гуандун не было продано ни одного билета. После нескольких месяцев карантина общественности может понадобиться время, чтобы обрести уверенность в себе, чтобы вернуться в кинотеатры, но также возможно, что эта пандемия подтолкнет киноиндустрию к более цифровому будущему – ускоряя переход, происходящий в последнее десятилетие. Кино, конечно, продолжить существовать. Но в каком виде? Никто пока не может сказать.

Текст: Radhika Seth

По материалам vogue.co.uk

кино · Коронавирус ·

Еще в разделе Кино

Популярное