RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Актриса Оксана Черкашина – о работе над фильмом «Погані дороги» и эмансипации

08 мая 2021

Украинская актриса Оксана Черкашина – о работе над нашумевшим фильмом «Погані дороги», который выходит в прокат 20 мая; переезде в Польшу и эмансипации. 

Хлопковый тренч, Magda Butrym; сорочка и брюки из шелка, все – Aeron

За месяц до нашего интервью Оксана Черкашина переехала в Варшаву и теперь живет на две страны. В Польше актриса, международная карьера которой началась в 2016 году с польско-украинского проекта «Мапи страху / Мапи ідентичності», – настоящая звезда. Год назад она получила премию театрального фестиваля «Божественная комедия» за лучшую женскую роль и попала в список 50 самых смелых женщин Польши по версии издания Wysokie Obcasy – наряду с нобелевским лауреатом Ольгой Токарчук.  

К своему успеху 33-летняя харьковчанка относится сдержанно. «Дело не в том, что работать в Европе – это статусно. Нет. Я по натуре исследователь, люблю расширять собственные границы. Работа в Польше помогает глубже узнать профессию. В европейском театре иная система координат: я сыграла только один спектакль и попала во все СМИ, ко мне было очень много внимания. При этом мне не пришлось заниматься пиаром, я просто была собой».

Топ и юбка из шерсти и шелка, серьги, латунь, кристаллы, все – Magda Butrym

Мы созваниваемся с Оксаной в понедельник – ее единственный выходной. Сейчас она репетирует в театре TR Warszawa пьесу «Три сестры» у Люка Персеваля. В апреле актриса прилетит в Украину: выходит в прокат дебютный фильм Наталки Ворожбит «Погані дороги», объединивший пять новелл о жителях Донбасса и отношениях, обостренных войной. Ворожбит написала пьесу «Погані дороги» по заказу лондонского театра Royal Court в 2017 году. Спустя три года сняла по ней фильм, который в прошлом году взял приз Verona Film Club Award на 35-й Международной неделе кинокритиков в Венеции – параллельной программе Венецианского кинофестиваля.  

Оксана Черкашина сыграла в фильме одну из главных героинь — медика Таню, которая теряет любимого человека на войне. Актриса говорит, что ее Таня – собирательный образ. «Работа над ролью в каком-то смысле началась еще в 2017 году, когда в Харькове мы делали проект «Громадянський піксель», записывая и воплощая на сцене истории демобилизованных военных и их семей. Позже из этого материала родился документальный спектакль «ДПЮ». Одна из моих героинь, историю которой я рассказываю в «ДПЮ», — Лиля, жена военного, покорившая на первой встрече признанием: “Я никого с войны не жду, я просто живу своей жизнью”».

Топ и шорты из шелка, украшенные перьями, все – Saint Laurent by Anthony Vaccarello

В одной из сцен героиня Оксаны красит губы ярко-оранжевой помадой – этот жест Наталка Ворожбит подсмотрела во время своих поездок на Донбасс. «Для женщин, работающих на войне врачами, важно держать «фасад», поддерживать ежедневные ритуалы ухода за телом, — рассказывает Оксана. — Для них макияж и укладка — это связь с довоенной жизнью, знак, что все еще может быть хорошо». Опыт общения с женщинами-медиками и с женами военных помог Оксане найти правильный голос для своей роли – она признается, что во время съемок часто думала, как будут смотреть фильм ее героини и как важно донести их опыт до зрителя.

В карьере Черкашиной, будь то кино или театр, нет простых ролей. Ее самая громкая работа в Польше – спектакльDiabły («Дьяволы») в Teatr Powszechny по повести Ярослава Ивашкевича «Мать Иоанна от ангелов» — о монахинях XVII века, якобы одержимых демонами и изгнанных из церкви. История обретает особую актуальность в современной Польше, где уже полгода продолжаются протесты против решения Конституционного суда о практически полном запрете абортов.

«Наш спектакль – история о том, что любая религия и власть колонизирует женское тело, — рассуждает Оксана. — С октября 2016 года, с того самого «черного понедельника», в Польше продолжаются протесты. По сути, Польша уже предлагает миру новый вид феминизма — уличный, и наш театр не мог не ответить на это. Спектакль Diabły — попытка вернуть женщине ее тело».

Летом 2020 года Оксана инициировала в театральной среде дискуссию о насилии в украинском театре. На Facebook-странице группы «Насилля в театрі» — десятки важных свидетельств о пережитых унижениях, статистика, ссылки на законодательство. Актриса приводит пример: после того как она однажды разделась на сцене, ей стали пачками приходить предложения ролей с «откровенными» эпизодами в театре или кино. «Я прошу, окей, а покажите другие сцены с моей героиней? А других нет…» Поэтому Оксана считает, что репрезентация женского тела на сцене и экране сегодня нуждается в критическом осмыслении.Страница «Насилие в театре» и была создана как онлайн-платформа для такого критического диалога.

Хлопковое платье, кожаный ремень, все – LEBRAND

Как уберечь свою психику, играя сложных персонажей и работая взахлеб? У Оксаны есть ответ: помогают йога, медитация, прогулки, а также, смеется актриса, удаление Facebook со смартфона.

Любовь и внимание к себе очень важны для актера, уверена Оксана, график которой расписан на годы. В ближайшее время мы увидим сразу четыре новых фильма с ней: помимо «Поганих доріг», это «Клондайк», премьера которого состоится на кинофестивале в Одессе, а также польско-немецкий фильм «Синдром Гамлета» и польская лента «Укрощение строптивой».

Хлопковая сорочка, кожаный воротник, все – LEBRAND

Мы говорим с Оксаной почти два часа: о Симоне де Бовуар и Соломии Павлычко, о движении #metoo и четвертой волне феминизма. Актриса легко оперирует терминами «деколониальный феминизм» и «феминизм экзистенциальный», при этом уверена: театр может сработать лучше любой идеологии. «Я не хочу морализаторствовать. Куда важнее моя работа: я могу создавать образы таких героинь, которые одним своим присутствием эмансипируют женщин.  Мне хотелось бы, чтобы женщина сама решала, что для нее хорошо, а что нет. Все мои роли — об опыте освобождения, о новом взгляде на женщину».

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Jakub Pleśniarski @Van Dorsen Artists

Стиль: Michał Koszek @Visual Crafters

Прически: Piotr Wasiński @Van Dorsen Artists

Макияж: Gosia Macias @Van Dorsen Artists

Постпродакшен: ColorWorkz

Ассистент фотографа: Krzysztof Powierża

Ассистент стилиста: Weronika Wood

Особая благодарность – Studio Las

Еще в разделе Кино

Популярное