До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Эксклюзив: новая книга Анны Малигон

Крупнейшее отечественное издательство КСД выпустило первый роман одной из самых талантливых украинcких поэтесс, 29-летней Анны Малигон – "Навчи її робити це". "Чтение этого текста можно сравнить с медленным поеданием  довольно странного десерта: он меняет вкус от сладко-кофейного тирамису до пронзительного лимонного сорбета. Можно съесть целиком и сразу, но лучше откладывать, смаковать, возвращаться снова", – написала  в предисловии  Ирэна Карпа. Редактор отдела культуры Vogue Украина Валентина Клименко одной из первых прочла книгу и поговорила с Анной Малигон. 




Главная героиня романа  Лиза  Смоляр зарабатывает на жизнь написанием курсовых и дипломных работ для ленивых студентов, живет отдельно от родителей и всячески уворачивается от их опеки, страдает астмой, всегда прячется за солнцезащитными очками, пишет письма выдуманным людям. С появлением в ее жизни яркой рыжеволосой Марты, "янгола смерті й розпусти", марсианка Лиза  обретает почву под ногами, адаптируется к реальности, излечивается от болезни. Только почему новая подруга скрывает, что она родилась в тот же день, что и Лиза и что означает ее серебряная цепочка с двухглавой змеей?


С появлением Марты на страницы романа как будто проливаются чувственность и тревога. Ощущение как в "Лучшем предложении" Джузеппе Торнаторе:  чувствуешь, что за красивой картинкой скрыт подвох, но не понимаешь, с кем  он связан, где зарыта интрига – мысли мечутся в разных направлениях, с подозрением относишься к каждой детали. Кстати, роман "Навчи її робити це" даже более кинематографичен, чем литературен. Заметны стилистическая скованность, ученический слог дебютантки. Зато мизансцены прописаны отлично, действие динамичное, характер главной героини меняется по ходу повествования, хорошие локации – от  библиотеки и  туристических достопримечательностей Праги до киевского кладбища, привлекательные современные герои. "Начните ее читать, – пишет Ирэна Карпа, – и вы легко представите себя в кресле темного кинозала, на просмотре первого фильма, скажем, Бертолуччи, снятого по украинскому сценарию". В меру мистического, странного, про любовь и про смерть. Про рок и доверчивость. Про зависимость и коварство.




Анна ответила на несколько очевидных вопросов о своей первой книжке прозы и рассказала о будущем романе.

— Значит, это роман про лесбийскую любовь. Модная тема. В ноябре в прокат выходит нашумевший фильм "Адель", тоже о ней.

— Скорее, это психологический роман  о любви  и смерти, о том неуловимом, что есть между людьми. Здесь нет спекуляций на лесбийскую тему,  ставки на эпатажный секс, зато  сюжет весьма напряженный. Роман тяжеловатый, и для тех, кто любит легкое чтиво, рекомендовать его не буду.

— Какая-то сюжетная линия или герой списаны из жизни?

— Конечно, там есть несколько реалистичных фрагментов – так было на самом деле, но  я не являюсь прототипом  ни  одной из героинь. Как-то Владимир Цыбулько пошутил, что на обложке изображены с одной стороны Малигон, а с другой – Забужко, но нетJ. Внешность Лизы списана с одной моей подруги – у нее длинные черные волосы, и она, как и Лиза,  тоже очень любит своего отца. Я писала этот небольшой роман  целых два года, и скорее всего,  никогда бы его не закончила, если бы не один мой друг, который был главным "заказчиком",  стимулятором и первым читателем. Вот я и посвятила книжку ему – Сашку. А следующий роман вообще будет написан от имени двух мужчин – взрослого человека и мальчика.

— Кто в этот раз был "заказчиком"?

— Как ни странно, я сама. Иногда я чувствую себя человеком с другой планеты, который ничего здесь не понимает, не знает, легко теряется в городе. Я могу, например, заблудится в супермаркете.  Поэтому  я пишу от имени мальчика с похожей болезнью – его вообще не выпускают из дому, потому что он не приспособлен к миру.  Значит, этот мальчик – больше я, чем обе героини романа "Навчи її робити це".Я, как и он, когда просыпаюсь, первые три секунды не понимаю, кто я, какой у меня пол, где я рождена. Это как выход души из тела. 

— Со стороны кажется, что вы так легко вошли в литературу: у вас есть три книжки стихов,  Фейсбук полнится комплиментами, вас везде приглашают выступать. А как на самом деле?

— Мне ничего не дается легко. Я начала печататься в 2000 году, а  знают меня только последние два года. Из-за моего непробивного характера, неумения пиариться дела  двигались медленно. Но я  и не сетевой писатель: я не ставлю цель получить 200 лайков за стихотворение. Например, на львовском Форуме издателей меня узнавали, просили нарисовать что-то в блокноте. Может  быть, когда-нибудь такие вещи будут напрягать, но сейчас  мне это очень нравится.  Несмотря на замкнутость, на самом деле я очень люблю людей, очень ценю человеческую душу и считаю, что человеческими чувствами ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.