RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Стокгольмская неделя дизайна: что показывают на тему устойчивого развития

23 февраля 2020

«Куриные кости – основной пласт захоронений, которые современное человечество оставит потомкам. Мы решили их покрасить в розовый», – говорят дизайнеры Лео Фиджеланд и Линнеа Вуглунддуэта Nonhuman Nonsense, участники сборной выставки Young Swedish Design. На их стенде расположены чучело и скелет курицы ядреного розового цвета. Pink Chicken Project – о социальной и экологической справедливости: «Модифицировать ДНК кур, чтобы они стали розовыми от костей до перьев – такое же насилие над ними, как и промышленное разведение», – говорят дизайнеры. При всей неудобности темы их работа выглядит Инстаграм-аттракционом.

Выставку работ 29 молодых художников и дизайнеров Young Swedish Design принимает Шведский центр архитектуры и дизайна до 22 марта. Организаторы говорят, что тема этого года – утопия и дистопия – самая радикальная за 20-летнюю историю проекта. При этом сами участники ее разыгрывают без привкуса катастрофы – напротив, с юмором, либо душевным посылом, который из чудовища делает уютного монстра.

Проект о сексуальном образовании – это серия вибраторов Коби Хуанга из неконвенциональных материалов, к примеру трикотажа. О гендере: дизайнер Маттис Даллманн сделал шифоновый платок с мачистским фото-принтом: маскулинность прозрачна, и ее можно легко надеть/снять в случае необходимости. О потреблении: кожаное кресло цвета ню, на швах которого проросла коровья шерсть, сделано из отходов мебельной индустрии. Объект Эрики Гигер выглядит живым: хочется гладить, дать имя, и если и садиться в него, то спросить разрешение.

Один из трендов Стокгольмской недели дизайна – универсальные вещи, которые могут быть одеждой, предметом интерьера и даже немного домом. Глаз, знакомый с архивами Маджелы, нового в этом увидит немного. Найти новую функцию в обыденном предмете – этот прием кажется вечным. Сейчас он удобно наполняется социальным смыслом – как на тему беженцев, так и экономии ресурсов.

Объект Сары-Луизы Эвертсон – это диван-кровать, покрытый простеганной белой тканью. Детали можно снимать и надевать на себя. Кроме куртки-одеяла, есть рюкзак-шапка для химзащиты, которую можно пристегнуть к дивану как подставку под книги и кофе. Проект студентов Lund School of Architecture – это нахождение общих знаменателей в одежде и мебели: из прочной бумаги сделан фонарь и куртка в форме дождевика, который защищает от солнца, из старых кроссовок собрана куртка, а из скрученных и сшитых полос денима – обивка дивана.

Тренировать вкус к осознанному потреблению галерея Bukowskis и студии дизайна Note предлагают, играя с пространством. Выставочный проект «Прилагательные», Adjectives – это вдумчивое выстраивание пространства вокруг одного, тщательно выбранного антикварного объекта. Достаточно одной вазы из стекла и шторы, чтобы пережить материальную красоту объекта, которую мы привыкли описывать при помощи многих эпитетов.

«Табогиония» – о том, как осуждается радость в ситуации постоянной катастрофы. «Хопп» – форма надежды, когда значимей процесс, нежели позитивный результат. 13 новых слов придумали студенты факультета дизайна и изменений шведского университета Linnaeus. Цель – найти новый язык для диалога на тему sustainability в менее «катастрофическом», набившем оскомину ракурсе. Эти слова – основная часть проекта, который университет презентует в рамках платформы Greenhouse на территории главной мебельной выставки Стокгольмской недели дизайна. Студенты язык только презентовали, но уже прекрасно освоили. В мейле от Джошуа, который провел экскурсию по стенду, вместе с фото проекта – контакты студенток для дополнительных вопросов, потому что «правильно, чтобы мужской голос не доминировал над женскими».

Greenhouse – признанное место скаутинга будущих талантов, потому к прошедшим отбор жюри присматриваются особенно внимательно. Сами же участники всматриваются в привычные материалы, на которых тестируют новые идеи экологической справедливости.

Сосна и кожа – материалы, которыми человек пользуется издавна. Они могут служить долго и стариться с несколькими поколениями семьи. В проекте студентов Университета искусств, ремесел и дизайна Konstfack «Коровы и деревья, смысл и анализ» представлены знакомые вещи. Есть вариация на тему литого пластикового кресла Mono. Вместо того, чтобы изобретать новый объект скандинавского минимализма, дизайнер реализует готовую форму в коже и дереве и предлагает задуматься о том, что для получения древесины нужного качества нужно ждать от 75 до 120 лет, потому минимум столько должна жить эта вещь.

Уважение к материалу предполагается двустороннее. Дизайнер Мириам Слейре предлагает сделать все объекты публичного пространства не из бетона или стали, на которых проблематично сидеть в холодное время года, а дерева: материал делает все объекты более дружелюбными человеку.

Стеклянный набор для фастфуда или подставка под украшения – в проекте от факультета индустриального дизайна Лундского университета студенты представляют, выйдет ли заменить одноразовый бытовой пластик на многоразовое стекло. Название проекта Transparency – о визуальном и промышленном качестве стекла: из этого материала они готовы строить циркулярную экономику будущего. Даже битым осколкам, неизбежным отходам, можно найти применение: «кирпичами» из стекла с цветными сколами можно облицовывать стены или выкладывать витражи.

Самым эмпатичным выглядит «Вне времени» – совместный проект шведской Академии дизайна и мастерства HDK-Valand и японского университета дизайна в Кобе. «Вне времени» - это мебель для «взрослеющих людей», задача которой не сколько облегчать жизнь, сколько снимать стигму старости. Среди прочих объектов есть тележка для передвижения, которая запускает шестеренчатый механизм, подключенный к патефону. Пластинка играет при движении: можно перемещаться, пританцовывая. «Не жизнь, отчитываемая годами, а годы, полные жизни», - представляет свой объект «Вокруг стола» дизайнер Керстин Малквист. Стол для совместной жизни, вокруг которого сидят-полулежат на удобных плоских подушках, не пустует и притягивает незнакомых друг с другом посетителей присесть и разделить момент с незнакомцем.

В сущности, без способности сочувствовать мы легко перемещаемся вниз по эволюционной линейке. «Человечество – часть экосистемы, и здесь наше поведение ближе всего к паразитам. Мы паразитируем на животных и выделяем продукты жизнедеятельности», – дизайнер Фредерик Дешуттер (псевдоним Fred Erik) описывает свой проект для сборной выставки TheAgeof., расквартированной в шоу-руме Volvo. Проект о проблемах человечества рассматривается сквозь мыслительную перспективу поселения на Марсе. Арт-проект Fred Erik – это фантазия на тему реального проекта NASA. В американском штате Гавайи в закрытом корпусе имитировались условия полета на Марс, в нем в течение года проживали шесть добровольцев. В своем проекте художник представляет инсталляцию на тему человеческого тела как ресурса: в каждом боксе есть продукт человеческой жизнедеятельности (кожа; пот; волосы), инструменты для ее сбора (пемза или лезвия), а также примеры, где этот ресурс можно использовать – к примеру, как удобрение для растений, которые дают необходимый для жизни кислород.

Идея может шокировать, хоть человечество с другими ресурсами природы этим занимается веками. Потому платье Стеллы Маккартни на соседнем стенде кажется не эко-фантазией, а защитой наших собственных интересов. Оно пошито из веганского шелка, созданного на основе белка паутины при помощи биотехнологий Bolt Threads.

Текст: Татьяна Соловей

Sustainability ·

Еще в разделе Арт

Популярное