Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Сцены салонной жизни: интервью с художницей Джениив Фиггис

17 апреля 2019

Ирландская художница Джениив Фиггис создает картины одновременно прекрасные и жуткие. Среди ее поклонников – Марк Джейкобс и Ричард Принс, а в ближайших планах – бесчисленные персональные выставки

«Арт-портрет», 2017, акрил на холсте, 150 х 120 х 2 см


Картины Джениив Фиггис завораживают. Когда видишь их впервые, воспринимаешь как светскую живопись Викторианской эпохи. Вот семья, которая явно собирается на бал: папа во фраке и с тростью, мать и дочери в платьях с кринолинами. Вот высокопоставленный джентльмен с пенсне в руках – позирует, окружен девушками в шиньонах. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что не все так просто. Лица людей на картинах Джениив искажены: у кого-то – гримаса ужаса, кто-то замер в крике, широко открыв рот. Это вообще люди или призраки? И почему они застыли в ужасе, когда вокруг такие светские декорации?


Ирландка Джениив Фиггис появилась ниоткуда пару лет назад и свела мир с ума, модный в том числе. Марк Джейкобс купил несколько ее работ в интернете, потом написал Джениив в «Инстаграм» сообщение с комплиментами, а после посвятил ей коллекцию весна-лето – 2019, вдохновившись, как он говорит, яркой колористикой картин ирландки (почти вся эта коллекция Marc Jacobs – в розовых тонах). Marni попросил художницу создать принты для коллекции футболок – лимитированная серия появится в продаже летом. Выставки Джениив в этом году открываются фактически каждый месяц. В феврале она участвовала в ярмарке artgenève, в марте выставлялась в Baldwin Gallery в Аспене, в апреле едет на Art Brussels, летом участвует в большом проекте Музея современного искусства в Дублине, а в сентябре отправится с персональной выставкой в Шанхай. Джениив Фиггис нарасхват: я ждала нашего интервью три недели, а ее агент, знаменитая парижская галеристка Альмин Реш, сразу предупредила, что организовать интервью с художницей будет непросто.

Джениив Фиггис, апрель 2017


Переломным моментом в жизни Джениив стал 2010 год, когда 38-летняя художница зарегистрировалась в «Твиттере». «Я понятия не имела, как управляться с этим приложением и для чего я буду его использовать. Чуть позже, окончив магистратуру в Национальном колледже искусства и дизайна в Дублине, решила поделиться несколькими фото моей новой работы. Заодно подписалась на художника Ричарда Принса – обожаю его. Через пару вечеров я вдруг увидела, что Ричард подписался на меня! Затем он написал, что хочет купить картину. Это было, во-первых, абсолютно невероятно, во-вторых, очень вовремя: я только что открыла свою студию в Дублине – и нужно было платить за аренду. Так Ричард Принс стал моим первым «клиентом», а я почувствовала свободу и независимость».

Коллекция Marc Jacobs весна-лето — 2019 обыгрывает колористику работ Джениив Фиггис

О свободе и независимости 47-летняя Джениив Фиггис говорит неслучайно. Свою художественную карьеру она называет «своим вторым шансом» – первым шансом, если так можно выразиться, была жизнь типичной ирландской домохозяйки.

Джениив с детства была креативной: на уроках часами рисовала «кукол в платьях в горошек», а после уроков пропадала в мастерской отца. Он работал в издательстве «Ирландская пресса», ремонтируя печатные машины, а дома постоянно что-то мастерил. В 11 лет девочке подарили первую швейную машинку. «Я постоянно переделывала одежду, которую покупала мама, чтобы быть более, как мне казалось, крутой».

Я никогда не думаю о том, что люди обо мне скажут. Работа – это то, что действительно важно

Джениив признается, что в 70-е, когда она росла, в Ирландии «от девушек не ожидали большего, чем выйти замуж и обзавестись детьми». В 18 лет так сделала ее мама, некогда талантливый издатель, бросив работу и посвятив жизнь семье, а спустя годы – сама Джениив. «Католическая церковь была очень влиятельна, и у нас в Уэксфорде не было принято спорить с традициями. Я хотела пойти в художественный колледж, но у родителей не было ни возможностей, ни желания. Поэтому долгие годы мне казалось, что я потеряла свой шанс стать художницей».

1. «Дамская комната», 2017, акрил на холсте, 80 х 80 x 2 см. 2. «Давайте посмотрим правде в глаза», 2018, акрил на холсте, 90 x 90 x 2 см. Фото: Sebastiano Pellion di Persano.

Фиггис все-таки поступила в колледж, но уже в 34 года – когда ее дочь была достаточно взрослой. До этого была образцовой мамой. «Я ставила спектакли в школьном театре дочки, готовила пирожные для детских праздников, шила костюмы для Хеллоуина. Я получала удовольствие от того, что делала. Мне нравилась роль мамы, а теперь у меня уже внучка – и две маленькие собаки. Я всю жизнь была чем-то занята – а может, просто создавала видимость».

«Минет» (Blow job), 2017, акрил на холсте, 40 x 50 см. Фото: Hugard & Vanoverschelde

Сказать, что в живописи Джениив чувствуется внутренний конфликт самой художницы, будет преувеличением. В ее картинах нет конфликта: они детские и трогательные, магические и мистические, и если перевести ее живопись в жанр литературы, то это были бы сказки братьев Гримм или рассказы Эдгара Аллана По. Сама художница говорит, что обожает эффектные костюмные сериалы (с нетерпением ждет восьмой сезон «Игры престолов»), кино, моду, костюмы Викторианской эпохи и живопись старых мастеров – Гойи, Рубенса, Брейгеля. Иногда Фиггис намеренно пишет парафраз на классических художников, особенно любит «разговорные сцены» – популярный в XVIII веке жанр, когда художник изображал красиво одетых героев за беседой где-нибудь в саду или в театре. Сегодняшнему зрителю смешно, что такая мелочь может стать темой для художественной работы, – с иронией, изрядной долей преувеличения, щедрыми акриловыми мазками ярких оттенков показывает это и Джениив.

"Давайте посмотрим правде в глаза", 2018, акрил на холсте, 90x90x2 см

«Я работаю очень жадно», – признается в конце нашего разговора художница. В своей мастерской на месте бывших верфей она пропадает почти до захода солнца. «Правда, зимой в Ирландии рано темнеет, и я жду лета, чтобы работать допоздна». Совсем недавно она закончила новую работу, которую в апреле покажет на арт-ярмарке в Брюсселе. Она называется «Давайте посмотрим правде в глаза»: на ней в сигарном дыму изображен мужчина в цилиндре в окружении черных дам в вечерних платьях – они явно задумали что-то нехорошее. Гримасничают, щурятся. Так могли бы выглядеть персонажи пьесы «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, которые обманывали всех и вся, но при этом всегда держали лицо.

40 с лишним лет своей жизни Джениив почти безвылазно провела в Ирландии, а сейчас много путешествует, меняя часовые пояса. Но всегда спешит домой – говорит, что ей комфортнее всего в мастерской, о которой она мечтала с детства.

«Мне нравится концентрироваться на работе и вкладывать всю свою энергию в созидание. Я никогда не думаю о том, что люди обо мне скажут. Работа – это то, что действительно важно».

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Courtesy of Genieve Figgis and Almine Rich

искусство ·

Еще в разделе Арт

Популярное