Интервью с Людмилой Березницкой: все об аукционах и самых дорогих художниках Украины
25 ноября в ЦУМе пройдет благотворительный аукцион современного искусства "From Red To Yellow and Blue". Инициаатор проекта – галерист, коллекционер Людмила Березницкая и аукционный дом Kupava. За неделю до этого в ЦУМе откроется выставка художников, представленных на аукционе. О том, зачем нужны аукционы, с чего начать свою коллекцию и как не прогадать, покупая искусство, Vogue.ua расспросил Людмилу Березницкую.
Людмила БерезницкаяЛюдмила, давайте начнем с простых вещей. У нас вообще есть рынок искусства?
О цивилизованном рынке пока говорить рано. Многие не рассматривают искусство как предмет потребления и зачастую не понимают, зачем галереи делают выставки.
Не понимают?..
Нет. Они считают, что выставки делаются только для того, чтобы их посмотрели. А на самом деле, любая хорошая выставка – это обкатывание имени и работ, то есть введение в контекст имени художника и его находок, привлечение общественного интереса к искусству. Вообще, искусство для того и создается, чтобы его потребляли. Но для того, чтобы к нему так относились нужна развитая инфраструктура, включающая в себя всех агентов этого процесса, в том числе и государство.
Работа Александра Ройтбурда- Под словом потребляться вы имеете в виду покупаться?
- Нет, потребление – это более широкое понятие. Но оно включает в себя рынок. Если его не будет, то каким образом тогда будут финансироваться художественные проекты? Нельзя рассчитывать исключительно на государственное финансирование. Искусство должно и может быть востребованным: приобретаться, жить, двигаться и так далее. И тогда будет оборот, и тогда будут результаты.
Скажите, у аукциона должна быть идея, концепция? Или необязательно?
Не обязательно. Но в случае с аукционом "От красного к желто-голубому" у меня была такая задача и она, по-моему, себя оправдала. Наша тема – украинское искусство начиная с 1950-х и до наших дней, с акцентом на различные направления, включая соцреализм. Коллекция этого аукциона – это полувековой рассказ об особенностях украинской художественной школы.
Работы Екатерины Соловьевой- До интервью вы сказали мне, что сейчас решили вернуться в аукционный бизнес, спустя почти 15 лет. Почему? Видите перспективы рынка?
Не совсем так. Меня пригласили коллеги и партнеры. Аукцион – это очень правильный инструмент для нашей страны.
Когда в 1993 году я открыла первую галерею, а позже провела первый аукцион, вокруг вообще ничего не было: никто ничего не покупал, никто ничего не продавал. Тем не менее, моя галерея была успешна, мы проводили большие аукционы, о которых помнят до сих пор. Рынок тогда делали 4-5 человек, которые решили себя этому посвятить, потому что это любили. Сейчас примерно такое же время – возможно, оно тоже переломное, как в 90-е, но я верю, что кризисы, войны, конфликты не могут помешать тем, кто понимает, что значит для жизни искусство, как важно оно для создания среды.
Работа Владислава МамсиковаС чего начать коллекционеру? Каков первый шаг?
Вот мои советы:
- Изучите биографию художника и параллельно оцените репутацию и интеллектуальный потенциал продавцов искусства.
- Пообщайтесь с арт-дилером, пусть он расскажет свою историю и историю понравившегося вам предмета искусства. Если он склоняет вас к "искусству под ваши обои" – это не для вас. Попробуйте самостоятельно поискать любую информацию о приглянувшемся художнике. Может быть, удастся найти что-то, что вас укрепит в выборе или разочарует.
А еще, аукционы бывают, как в нашем случае, благотворительными. Мы отдаем проценты от продаж всех лотов в пользу тех, кому нужна наша помощь.
Что движет лично вами?
Мне интересно привлечь не вот тех двадцать клиентов, которые уже есть и уже возглавили все рейтинги среди коллекционеров, а найти единомышленников среди молодого поколения, иностранных институций. Среди тех, кто обязательно будет использовать искусство и в бизнесе, например, в арт-банкинге. Хотелось бы, чтобы люди не просто пришли на выставку, а пришли и захотели приобрести то, что им запало в душу. Ведь искусство может стать частью их повседневной жизни. Очень хочется, чтобы люди понимали, что они могут не только посмотреть, но и жить рядом с искусством.
Работа Максима МамсиковаРасскажите о самых ярких именах вашего аукциона.
- Будет много звезд: Александр Ройтбурд, Мамсиков – младший и старший, Виктор Зарецкий, Сергей Шишко, Михаил Божий. Для аукциона вообще очень важно, чтобы были работы именитых художников. Но будет еще важный ряд имен – молодых, но уже престижных художников – Жанна Кадырова, Юра Сивирин, Юлия Беляева, Юра Пикуль, Ксюша Гнилицкая и др. Мы делаем ставку на живописность, то есть на сохранение традиции в украинском искусстве. Всего 90 лотов.
Автор – Юля БеляеваУместно ли во время аукциона ориентироваться на свой вкус: то есть нравится, не нравится – это критерий, или это непозволительно?
Аукцион – это уже осуществленный отбор. Вам предлагают лучшее из того, что есть. Поэтому вы вполне можете ориентироваться на свой вкус – плохих произведений искусства на торгах не будет. Но все зависит от вашей цели. Если цель – декор, то вкус – главный ориентир. Если вы ставите на бизнес, то надо опираться на динамику роста цены, на присутствие работ художника на внутреннем и мировом рынке, уникальное ли это предложение. Если вы коллекционер, то вы ориентируетесь на ценность. Аукцион – это игра, борьба за то, что понравилось и чем хочется владеть.
К тому же, аукцион вас убережет от ошибок покупки у непрофессиональных дилеров, которые могут вам предложить искусство сомнительной ценности и происхождения.
Работа Виктора Зарецкого