Интервью с Людмилой Березницкой: все об аукционах и самых дорогих художниках Украины
25 ноября в ЦУМе пройдет благотворительный аукцион современного искусства "From Red To Yellow and Blue". Инициаатор проекта – галерист, коллекционер Людмила Березницкая и аукционный дом Kupava. За неделю до этого в ЦУМе откроется выставка художников, представленных на аукционе. О том, зачем нужны аукционы, с чего начать свою коллекцию и как не прогадать, покупая искусство, Vogue.ua расспросил Людмилу Березницкую.
Людмила, давайте начнем с простых вещей. У нас вообще есть рынок искусства?
О цивилизованном рынке пока говорить рано. Многие не рассматривают искусство как предмет потребления и зачастую не понимают, зачем галереи делают выставки.
Не понимают?..
Нет. Они считают, что выставки делаются только для того, чтобы их посмотрели. А на самом деле, любая хорошая выставка – это обкатывание имени и работ, то есть введение в контекст имени художника и его находок, привлечение общественного интереса к искусству. Вообще, искусство для того и создается, чтобы его потребляли. Но для того, чтобы к нему так относились нужна развитая инфраструктура, включающая в себя всех агентов этого процесса, в том числе и государство.
- Под словом потребляться вы имеете в виду покупаться?
- Нет, потребление – это более широкое понятие. Но оно включает в себя рынок. Если его не будет, то каким образом тогда будут финансироваться художественные проекты? Нельзя рассчитывать исключительно на государственное финансирование. Искусство должно и может быть востребованным: приобретаться, жить, двигаться и так далее. И тогда будет оборот, и тогда будут результаты.
Скажите, у аукциона должна быть идея, концепция? Или необязательно?
Не обязательно. Но в случае с аукционом "От красного к желто-голубому" у меня была такая задача и она, по-моему, себя оправдала. Наша тема – украинское искусство начиная с 1950-х и до наших дней, с акцентом на различные направления, включая соцреализм. Коллекция этого аукциона – это полувековой рассказ об особенностях украинской художественной школы.
- До интервью вы сказали мне, что сейчас решили вернуться в аукционный бизнес, спустя почти 15 лет. Почему? Видите перспективы рынка?
Не совсем так. Меня пригласили коллеги и партнеры. Аукцион – это очень правильный инструмент для нашей страны.
Когда в 1993 году я открыла первую галерею, а позже провела первый аукцион, вокруг вообще ничего не было: никто ничего не покупал, никто ничего не продавал. Тем не менее, моя галерея была успешна, мы проводили большие аукционы, о которых помнят до сих пор. Рынок тогда делали 4-5 человек, которые решили себя этому посвятить, потому что это любили. Сейчас примерно такое же время – возможно, оно тоже переломное, как в 90-е, но я верю, что кризисы, войны, конфликты не могут помешать тем, кто понимает, что значит для жизни искусство, как важно оно для создания среды.
С чего начать коллекционеру? Каков первый шаг?
Вот мои советы:
- Изучите биографию художника и параллельно оцените репутацию и интеллектуальный потенциал продавцов искусства.
- Пообщайтесь с арт-дилером, пусть он расскажет свою историю и историю понравившегося вам предмета искусства. Если он склоняет вас к "искусству под ваши обои" – это не для вас. Попробуйте самостоятельно поискать любую информацию о приглянувшемся художнике. Может быть, удастся найти что-то, что вас укрепит в выборе или разочарует.
А еще, аукционы бывают, как в нашем случае, благотворительными. Мы отдаем проценты от продаж всех лотов в пользу тех, кому нужна наша помощь.
Что движет лично вами?
Мне интересно привлечь не вот тех двадцать клиентов, которые уже есть и уже возглавили все рейтинги среди коллекционеров, а найти единомышленников среди молодого поколения, иностранных институций. Среди тех, кто обязательно будет использовать искусство и в бизнесе, например, в арт-банкинге. Хотелось бы, чтобы люди не просто пришли на выставку, а пришли и захотели приобрести то, что им запало в душу. Ведь искусство может стать частью их повседневной жизни. Очень хочется, чтобы люди понимали, что они могут не только посмотреть, но и жить рядом с искусством.
Расскажите о самых ярких именах вашего аукциона.
- Будет много звезд: Александр Ройтбурд, Мамсиков – младший и старший, Виктор Зарецкий, Сергей Шишко, Михаил Божий. Для аукциона вообще очень важно, чтобы были работы именитых художников. Но будет еще важный ряд имен – молодых, но уже престижных художников – Жанна Кадырова, Юра Сивирин, Юлия Беляева, Юра Пикуль, Ксюша Гнилицкая и др. Мы делаем ставку на живописность, то есть на сохранение традиции в украинском искусстве. Всего 90 лотов.
Уместно ли во время аукциона ориентироваться на свой вкус: то есть нравится, не нравится – это критерий, или это непозволительно?
Аукцион – это уже осуществленный отбор. Вам предлагают лучшее из того, что есть. Поэтому вы вполне можете ориентироваться на свой вкус – плохих произведений искусства на торгах не будет. Но все зависит от вашей цели. Если цель – декор, то вкус – главный ориентир. Если вы ставите на бизнес, то надо опираться на динамику роста цены, на присутствие работ художника на внутреннем и мировом рынке, уникальное ли это предложение. Если вы коллекционер, то вы ориентируетесь на ценность. Аукцион – это игра, борьба за то, что понравилось и чем хочется владеть.
К тому же, аукцион вас убережет от ошибок покупки у непрофессиональных дилеров, которые могут вам предложить искусство сомнительной ценности и происхождения.