RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Куратор Алиса Ложкина о выставке украинских художников «Между огнём и огнём» в Вене

25 сентября 2019

20 сентября в Вене открылась масштабная выставка "Между огнем и огнем. Украинское искусство сейчас". Ее кураторы Алиса Ложкина и Константин Акиньша, а сама выставка проходит при поддержке Украинского института. До 8 октября в галере Semperdepot Венской академии художеств можно увидеть работы Марии Куликовской, Давида Чичкана, Вовы Воротнева, Романа Михайлова, Никиты Шаленного, Саши Курмаза и других художников. О названии выставки, монументальных советских горельефах, которые привезли в Вену из львовского музея Территория Террора, и восприятии Украины в мире Vogue.ua рассказала ее сокуратор Алиса Ложкина.

Название выставки – цитата из немецкоязычного перевода сборника стихов Уильяма Блейка, «Zwischen Feuer und Feuer». Когда мы только начинали говорить о проекте , я искала подходящую метафору состояния нашего общества в последние пять лет. В голове крутились «Песни Невинности и Опыта» Блейка, но это показалось слишком буквальным. Потом я совершенно случайно начала читать германского мистика начала ХVII века Якоба Беме, узнала о сложном образе огня в его творчестве и о том, что этот амбивалетный образ вдохновлял, в том числе и Блейка. Когда в какой-то момент я наткнулась на эту цитату у Блейка, мне она показалась идеальной для отражения ситуации и настроения в обществе, проходящем травматичную трансформацию и все время балансирующего над пропастью – между отчаянием и надеждой, войной и рейвом, декоммунизацией и возвеличиванием советского прошлого. На самом деле, Блейк в свое время писал в сходных исторических условиях – после Французской революции, когда эйфория и революционное воодушевление смешивалось с болью и разочарованием, ощущением реакции и похмелья.

Мы хотели рассказать об одной из главных осей конфликта в современной Украине – непростом и затянувшемся прощании с советским прошлым. Вернее, это уже даже не прощание – для кого-то это полное отрицание, а для другой части общества, например, для многих молодых художников, – это, наоборот, любопытная и манящая территория, привлекательная, в том числе, в силу ее непроговоренности и многочисленных попыток стереть все советское из памяти. Мы решили перевести диалог о призраках из прошлого из теоретической плоскости в вещественную, представив пять монументальных горельефов из коллекции львовского музея Территория Террора наравне с произведениями молодых авторов, которые говорят о контраверсиях политики памяти в современной Украине. 

Константин Акиньша и Алиса Ложина

На открытие мы показали видеоинсталляцию Никиты Шаленного, одного из наиболее интересных современных авторов. Я приглашаю его практически в каждый свой кураторский проект по нескольким причинам. Во-первых, Никита создает глубокие, интересные и, в то же время, спектакулярные проекты. Это совпадает с моими приоритетами в искусстве. Я очень уважаю сухую антизрелищную концептуальную линию, но все же как куратор и зритель всегда отдаю предпочтение вещам, которые поражают не только своей идеей, но и уровнем ее реализации. Шаленный по образованию архитектор. Это ощущается в его тяге к технически сложным решениям. В последнее время он активно экспериментирует с виртуальной реальностью. О его VR проекте «Мост», который мы демонстрируем на выставке, писала The New York Times, он выставлялся на выставках нового искусства рядом с произведениями таких международных звезд, как Олафур Элиассон и Пол Маккарти. Специально для открытия выставки Никита подготовил масштабную видеоинсталляцию по мотивам проекта «Мост». Это несколько проекций, который удивительно органично вписались в пространство венского Земпер депо, где проходит выставка.

Земпер депо – это мастерские венской Академии художеств, а по совместительству памятник архитектуры. Здание было построено в конце 19 века и долгое время служило складом и мастерской по изготовлению декораций для венского Бургтеатра. Это фантастические красивые пространства. В них было непросто, но очень интересно работать. Мы с Константином Акиншей, коллегой, с которым мы вместе делаем уже не первую выставку украинского искусства в Европе, давно мечтали сделать проект именно в этих залах. Честно говоря, никогда бы не подумала, что эти смутные мечты станут реальностью. Однако в конце прошлого года к нам обратились руководители новой государственной организации – Украинского института. Миссия института – продвижение украинской культуры за рубежом. 2019 год был объявлен Годом украинской культуры в Австрии. Именно в рамках этого события и с помощью института нам удалось реализовать большущий проект украинского искусства в Вене, в котором помимо пяти советских горельефов представлены работы 22 современных художников из Украины.

Я родилась, выросла и всю жизнь прожила в Украине. При этом сейчас большую часть времени я провожу за ее пределами. Моя жизнь проходит в постоянных переездах из страны в страну и я уже с трудом могу ответить на вопрос о том, где именно обитаю в последние годы. Очень многие люди, с которыми мне приходится сталкиваться в странах Европы, в Америке, на Ближнем Востоке, практически ничего не знают о нашей стране, сводя ее к стереотипам о коррупции, войне с Россией и красивых женщинах, всегда готовых прыгнуть в постель к иностранцу. Это очень обидно, ведь Украина в последние годы очень меняется. После революции 2013-2014 года в нашей стране произошел ощутимый культурный всплеск.

Алиса Ложкина

Мы живые, интересные, думающие – и, мне кажется, нам нужно больше говорить о себе. Да, эйфорический этап веры в глобализацию уже давно позади. Сегодня людям, скорее, свойственно замыкаться в своих социальных пузырях, искать во всем отличия, а не сходства. Но в целом, я считаю, прогресс необратим. Коммуникация на международном уровне, умение переключаться между контекстами, понимать другие культуры и уметь интересно и захватывающе рассказать о своей – ключевой рецепт от парохиальности, которая рано или поздно приводит к нарастанию радикального национализма, ограниченности, островной ментальности и провинциального тупоумия.

Проект реализован при поддержке Украинского института и Zenko Gallery в рамках двусторонних года культуры Украина-Австрия 2019.

Фото: Wolf-Dieter Grabner

выставка · музеи ·

Еще в разделе Арт

Популярное