Журнал: интервью с Денисом Матвиенко

28 и 29 октября при поддержке украинского Vogue состоится премьера балетного проекта The Great Gatsby. С его создателем, танцором Денисом Матвиенко, встретилась Валентина Клименко
image
На Антонине: топ из органзы, юбка из шелка, все – Katja Bereznitsky; кольцо из белого золота, белых и черных бриллиантов, Kimberli. На Денисе: сорочка из шелка, Frolov; пиджак и брюки из вельвета, все – Tom Ford

Фото: Сatherine Nikolaichuk

Стиль: Olga Yanul

M еждународный балетный проект The Great Gatsby – на финишной прямой: видна конечная цель – первая премьера, есть гастрольный график – 2014-2015, танцоры шлифуют хореографию до блеска. Но его создатель Денис Матвиенко, самый прославленный украинский танцор, единственный в мире обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета, не переживает. "Переживать – значит тратить время на эмоции. Каждый день возникают новые проблемы, это нормально. Наш балет изначально был задуман грандиозным, и это не пустые слова. Потому что люди, которые его создают, талантливы и грандиозны в своих областях". Матвиенко не сомневался, что украинский композитор Константин Меладзе напишет хорошую музыку, а американский постановщик Дуайт Роден талантливо поставит: уже на первой репетиционной сессии у Родена был расписан каждый шаг солиста, он знал, что делает кордебалет, где светят лучи и дует дым.

The Great Gatsby – микс для любителей Цирка дю Солей, Мадонны и модерного балета

Денис Матвиенко и его сестра Алена Матвиенко, продюсер проекта, замахнулись на невиданное – в одном спектакле попытались соединить классический балет с современным, добавили музыку популярного композитора, взяли культовый американский роман, сняли видеоклип с поп-звездой Полиной Гагариной, сопроводили шоу альбомом fashion-иллюстраторов конкурса Imago (о конкурсе – на стр. 104). Микс для любителей Цирка дю Солей, Мадонны и модерного балета. "Это будет демиклассика", – не моргнув глазом говорит Алена Матвиенко. Партию Джея Гэтсби танцует Денис Матвиенко, Дэйзи – его жена Анастасия Матвиенко, другие партии – русские, украинские и американские танцоры из труппы Complexions постановщика Дуайта Родена. "Один парень вообще не имеет классического образования, но он потрясающе двигается, хорошо сложен, чувствует музыку – и мы его взяли в проект. А технику подтянем в процессе".

Уважение к Денису Матвиенко я приобрела с третьей попытки. Мы познакомились два года назад, когда Денис был руководителем балетной труппы Национальной оперы Украины. Он собрал журналистов в ресторане рядом с оперой, рассказывал о планах, жалел киевскую публику, отставшую от передового балета лет на 30, хвастался предстоящей постановкой "Баядерки" Натальи Макаровой. Был чуть более вальяжен и легкомыслен, чем принято у руководителей в киевских широтах.

Второй раз мы столкнулись на вечеринке в честь запуска украинского Vogue: за два часа управившись со светской жизнью, звездный танцор вместе с женой-балериной Анастасией убегал к месячной дочке Лизе, а в гардеробе потеряли его шарф. И гардеробщик, и Денис были в отчаянии. "Я обыскал все, нет его здесь", – настаивал юноша, принимавший верхнюю одежду. – "Дело не в том, что это Gucci, а в том, что это подарок Насти", – упорствовал Матвиенко. Через 10 минут после моих обещаний найти шарф во что бы то ни стало позвонила пиар-менеджер Дениса и сказала: "Все о’кей, он нашел шарф в машине".

А третья встреча – обычное дело: Денис пришел в редакцию на интервью. На 10:30. Хотя только в 6 утра закончилась его съемка для украинского Vogue в телевизионном "карандаше". Начали снимать в полночь: Денис поздно приезжал из Одессы, где проводил кастинг и договаривался с дирекцией Одесской оперы о премьере The Great Gatsby. А накануне прилетел из Японии. И после интервью, в 13:30, улетал в Лондон. Любая поп-звезда на его месте вынесла бы мозг всем окружающим рассказами о своем графике и недосыпаниях, но настоящая балетная звезда – дисциплинированна и пунктуальна. Восторг!


На Антонине: водолазка из шерсти, платье из крепдешина, все – Philosophy. На Денисе: футболка из шерсти, Tom Ford

Матвиенко очень переживал из-за того, что съемка началась поздней ночью: он не любит опаздывать, даже если это случается не по его воле. Вбежал в павильон: "Где наша модель? Я должен упасть перед ней на колени". Его встретила застенчивая 18-летняя Антонина Васильченко. "Антонина Сергеевна, вы знаете, гипотетически я мог быть вашим отцом". Матвиенко нарочно веселил уставшую и заждавшуюся команду: "Фотосессия – как спектакль: если ты уставший, а надо развлекать публику, вводи себя в нужное состояние". За пять часов съемок стилисты сменили много образов, плюс нужно было бегать по крыше. "Во-первых, мне было жалко белую рубашку Givenchy, когда пришлось в ней лежать на прутьях, смазанных мазутом, а во-вторых, на мне лежала Антонина Сергеевна и я пытался ее расслабить: в сцене предполагалась доля интима, а она немножко смущалась. Я привык: жена женой, но на сцене жены нет".

Балетные танцоры, кстати, часто создают балетные семьи: обычные люди не выдерживают жизни, в которой танец занимает 90 % времени и сил, долгих разлук, строгого режима и мук творчества. Когда Денис и Анастасия поженились, он по семь месяцев был в разъездах, и если бы она не стала упорно работать и танцевать вместе с ним, они бы проводили вместе гораздо меньше времени. Сейчас Анастасия – солистка Мариинского театра, у нее много спектаклей и гастролей. У Дениса свое расписание спектаклей, он бывает в Питере, летает в Японию и другие страны. "За все нужно платить, и мы платим за свой образ жизни разлукой".

Денис не так много выступал на родине: с 2001 года он в основном солист или приглашенная звезда в зарубежных театрах, так что народная слава в Украине к нему пришла после скандала в Национальной опере. Полтора года проработав руководителем ее балетной труппы, он узнал, что, согласно штатному расписанию, у него всего лишь обязанности солиста с соответствующим набором прав. И ни гигантские полотнища "Верните Матвиенко!", которые его поклонники выбрасывали на спектаклях, ни запросы в Министерство, ни открытые письма Дениса ситуацию не изменили. Это история не только о несбывшихся мечтах и застое, но и о "ноги моей здесь не будет". И ответ на вопрос, почему премьера амбициозного The Great Gatsby состоится на сцене концертного зала "Украины", а не в Национальной опере.


На Антонине: платье из шерсти, туфли из кожи, все – Dior; серьги из белого золота, бриллиантов и шпинели, браслет из белого золота и бриллиантов, все – KIMBERLI. На Денисе: сорочка и шарф из шелка, пиджак, брюки, туфли, все – Prada

Загруженность работой и спасла Матвиенко от "болезни ненависти" и букета обид, с которыми некоторые полжизни ходят к психоаналитикам. Он сравнивает это с разводом: сразу после него супруги категорически не хотят общаться друг с другом, но проходит время – и боль забывается, можно разговаривать. Денис любит здание театра, артистов, но после всей этой истории остался такой осадок, что полтора года в Национальную оперу он не заходит. "Когда я доверяю, а мне лгут – для меня это очень страшно. Первые месяцы я думал, что после скандала в прессе и поддержки артистов что-то изменится, я по-детски в это верил, и когда все затихло, сошло на нет – это было в сто раз хуже, чем если бы они сказали: "Матвиенко – бездарная личность, нечего ему тут делать". Для меня все стало ясно: со мной не считаются, я никто и ничто в глазах руководства театра, министра культуры, премьер-министра. Хуже не бывает. Поэтому я просто отпустил эту историю".

"Самый долгий период сотрудничества с театром – в Токио: 14 лет. И все время я жил в Hilton – ни в одной квартире так долго не жил"

Денис Матвиенко гордится тем, что никогда не был привязан к одному театру. Такой путь сложнее и извилистее, зато и достижениями делиться не надо: никому ничем не обязан. А как же запах родных кулис, знакомая до мельчайших царапин гримерка, раскланивающийся техперсонал? "У меня все это было, но не в одном, а во многих театрах, – улыбается Матвиенко. – Самый долгий период сотрудничества с театром – в Токио: 14 лет. И все время я жил в Hilton – ни в одной квартире так долго не жил. И служащие в отеле – портье, управляющие – уже как семья: все меня помнят, знают мои вкусы. И в театре все знакомо – сцена, гримерная, костюмеры. Я танцевал в La Scala, Большом, Мариинке, Михайловском, Национальной опере, American Ballet – и все эти театры отчасти мои, со всеми связаны какие-то воспоминания, везде есть знакомые. Я вниманием не обделен".

В мае этого года Денису Матвиенко сделали повторную операцию на ноге. Первый раз трещину берцовой кости прооперировали в августе 2013-го, но нога болеть не перестала, и Денис продолжал танцевать на обезболивающих препаратах. 26 марта перед "Дон Кихотом" он спросил доктора: "А нога не треснет полностью?" В немецкой клинике, которая специализируется на травмах танцоров и футболистов, подобная проблема – не самый тяжелый случай. После повторной операции в ногу балетной звезды вставили штифт, прикрутили болтами и дали шесть недель на реабилитацию. 35-летний Денис Матвиенко впервые в жизни не знал, чем заняться. Утром 2-3 часа – пилатес-фитнес, реабилитационные процедуры, и – свободен: можно заниматься ребенком и бытовыми делами; можно сесть в машину и поехать в Германию или Францию; можно не думать о том, чтобы вовремя лечь спать; можно жить, как все нормальные люди.


На Антонине: платье из сетки, расшитое бисером, Meadham Kirchhoff; серьги из белого золота, черных и белых бриллиантов, кольцо из белого золота, черных бриллиантов, изумрудов, все – Kimberli. На Денисе: сорочка из хлопка, брюки из хлопка, все – Givenchy

"Выходить из этого штопора было тяжело, – улыбается Денис. – Артисты – народ немного пресыщенный: ах, мы устали, классика, сколько можно. А после травмы в какой-то момент я понял, что могу оказаться в стороне от балета: меня перестали приглашать, на всякий случай перестраховываясь. Как продюсер, я их понимаю. Я испугался, что вдруг раз – и меня нет для балета. Так что когда здоровье нормализовалось, я ощутил такую радость и такое удовольствие от классического балета, что даже друзья-коллеги сказали: "Ты стал по-другому танцевать, легче". Кстати, когда Денис возглавил балетную труппу Национальной оперы, коллеги тоже говорили: "Будь готов, что форму ты потеряешь: бумажки, заседания, переговоры – будешь заниматься всем, кроме себя". Матвиенко так испугался, что стал заниматься вдвое больше; хореографы и продюсеры отметили, что он в лучшей форме, чем раньше. Стресс мобилизует.

Денис очень рационально мыслит – и карьеру тоже строит рационально. Он точно представляет, каким будет его балетное будущее. "Для меня танец – это самореализация, я получаю от него удовольствие, приношу радость публике, подпитываю свое эго. Для зрителей балет – немного другое: они всегда будут хотеть классических спектаклей. Но, к сожалению, время никого не щадит – придет такой день, когда я не смогу танцевать так, как сейчас. Я знаю себя и понимаю, что не буду, пользуясь именем, просто ходить по сцене".

Пока Денис Матвиенко хорош в классике, но вовсю практикует современные постановки, где красота – в иной пластике, в другой форме. Фарух Рузиматов в 52 года не танцует "Лебединое озеро", а танцует то, что может танцевать, и то, что до сих пор получается красиво. И собирает залы. Нина Ананиашвили в таком же возрасте выходит в классических спектаклях, и это по-прежнему хорошо.

Денис Матвиенко думает о следующем проекте и создании собственной балетной компании. "Я надеюсь, что The Great Gatsby будет не просто хорошим проектом, а станет новым этапом в истории балета, ведь мы смешиваем модерн и классику, контемпорари и элементы мюзикла. Фредди Меркьюри сказал: "Я не мечтал стать звездой – я мечтал стать легендой". Так и мы: если удастся сказать новое слово в балете, создать новую форму и новый стиль – вот это будет победа".


Платье из вискозы, Carven; пальто из шерсти, Chanel; серьги, Kimberli

Джемпер из полиэстера, брюки из шерсти, туфли, все – Calvin Klein

Фото: Catherine Nikolaichuk

Стиль: Olga Yanul

Прическа: Theo Dekan

Макияж: Vitalia

Модель: Antonina Vasylchenko @ Direct model management

Производство: Valentina Tarkovskaya

Популярне на VOGUE