Обзор арт-трендов в Нью-Йорке, Киеве, Лондоне и Пекине

В начале нового сезона арт-инсайдеры из четырех культурных столиц подготовили для украинского Vogue обзор последних арт-трендов
Нью-Йорк

Станислава Чижикова, специалист по продажам artsy.net

Бесстрашие и эксперименты современных художниц
Женщины редко оказываются в списках самых дорогих и востребованных художников, но несколько событий, случившихся в конце 2014 года, предвещают тектонические сдвиги на арт-рынке и рост интереса к женщинам-художникам. В ноябре "Белый цветок № 1" американской модернистки Джорджии О’Киф побил рекорд Джоан Митчелл (11,9 млн долларов): на аукционе Sotheby’s его продали за 44,4 млн долларов, и инвестиционный интерес к женскому искусству тут же вырос. Второй звоночек: авторы большинства работ, представленных на последней выставке 2014 года в МoМА, The Forever Now, – женщины. Столь серьезный сигнал от столь влиятельного музея – лишь начало масштабной переоценки роли женщин в искусстве.
image
Женьев Фиггс, "Социальный портрет", 2014. Акрил, полотно, 100 х 60 см
Молодым коллекционерам, ищущим актуальные работы и прогрессивные идеи в искусстве, самое время обратить внимание на авторов-женщин. Их работы отличаются разнообразием тем, техник и материалов. Художницы бесстрашнее коллег-мужчин, задают сложные вопросы и расширяют границы возможного в искусстве.

Вонгечи Муту, "Маленькая непростительная нелепая иерархия", 2005. Тушь, акрил, коллаж, светочувствительная бумага для контактного копирования, 205,7 x 132,1 см

Фокус на гендере, расе и сексуальности

Самые громкие темы в искусстве – расовая дискриминация, гендерное равноправие и сексуальная ориентация. Лидеры этого направления – художники Вонгечи Муту, Микалин Томас и Гада Амер. Томас и Муту исследуют восприятие обществом черных женщин и их место в социуме. А Амер посредством эротической вышивки на холстах размышляет о женственности и отношениях с противоположным полом.

Переоценка традиционных техник и жанров

Лоск и вычурность стиля рококо – инструменты ирландки Женьев Фиггс, которая в своих полотнах переакцентирует внимание с роскоши и консюмеризма на личность и семью. Гречанка Деспина Стокоу ищет нишу для абстрактного экспрессионизма в современном контексте, а Марго Воловиец пытается возвысить традиционное ремесло – вышивание – до уровня искусства.


Джорджия О’Kиф, "Белый цветок № 1", 1932. Масло, холст, 121,9 х 101,6 см

Новые медиа

Молодые начинающие художницы экспериментируют с компьютерными технологиями и лидируют в новом жанре современного искусства – постинтернет-арте. Дуайер Килколлин делает 3D-скульптуры обыденных предметов, Хайал Позанти создает цифровые коллажи и ищет связь между виртуальным и физическим пространством, Петра Кортрайт посредством видео- и фоторабот показывает, как интернет-механизмы и общественные медиа могут сделать знаменитым обычного маленького человека и как люди пользуются этими возможностями.


Петра Кортрайт, коллаборация для Izquierda caviar, № 4. Фотография и компьютерная графика
Киев

Ольга Балашова, историк искусства, арт-критик

Выход за пределы  зоны комфорта

В борьбе за внимание зрителя побеждают независимые и некоммерческие инициативы: художники, кураторы и арт-менеджеры действуют в унисон с новейшей украинской тенденцией – нарушить привычный ход вещей и победить обстоятельства. По формуле "не так, как принято" организует арт-мероприятия художница Алевтина Кахидзе: проводит арт-ярмарки в деревне, иронизируя над отсутствием в Украине арт-рынка, устраивает резиденции иностранных художников и делает выставки. Вот только чтобы на них попасть, избалованным столичным зрителям приходится ехать в резиденцию Кахидзе в селе Музычи. Но самая красноречивая иллюстрация этой тенденции – работа команды Национального художественного музея, который пересматривает архаичные каноны работы украинских музейных институций, подвергая серьезной ревизии не только собственную коллекцию, но и всю историю украинского искусства – например, в проектах "Герои. Попытка инвентаризации" или "Спецфонд".


"Арт-Музычи" Алевтины Кахидзе

Увидеть необычное  в обыденном

Благодаря концертам, которые музыкальное агентство "Ухо" устраивает в рамках вокального цикла "Архитектура голоса" в странных помещениях вроде бассейна, кинотеатра или церкви, киевская архитектура обрела новое, фантастическое звучание. А донецкая галерея "Изоляция" сразу после вынужденного переезда в Киев провела проект "Захоплення": художники делали однодневные перформансы, хэппенинги и размещали инсталляции и объекты в парке КПИ, Павловском саду, Мариинском парке и на пешеходном мосту – в общественных местах, не предполагающих художественного вторжения, – то есть по принципам оккупации.


"Изоляция", "Захоплення". Хэппенинг Саши Курмаза "Заложники"


"Изоляция", "Захоплення". Проект "Открытой группы" "Освещенная территория", 2014

Если не мы, то кто?

Вслед за гражданскими активистами и волонтерами этот вопрос регулярно задают себе и участники кураторской группы "Худрада", которые заняли бывшее помещение магазина "Фарфор – фаянс" ради исследовательского проекта "Нецелевое использование помещения", или кураторы пространства Closer и его сверхуспешной образовательной программы Ксения Малых и Ольга Бекенштейн. Художественная жизнь Киева покидает подмостки больших гламурных комплексов вроде "Мистецького Арсенала" или PinchukArtCentre и перемещается в некоммерческие, часто самоорганизованные artist-run spaces, где художникам и их зрителям дышится легко и свободно.

Искусство мыслить критически

Художники и кураторы все меньше хотят делать искусство "для себя" и все больше учат публику думать и говорить о нем. Огромное внимание образовательной программе уделяет Центр визуальной культуры, доказывающий, что искусство – территория интеллектуальной работы. Небольшое светлое пространство ЦВК на Подоле уже стало своеобразным "местом силы" для киевских интеллектуалов. Если ЦВК во главе с его идеологом Василием Черепаниным культивирует рациональные подходы к творчеству, то минималистский и эстетский "Альянс 22", организованный художниками Тиберием Сильваши, Сергеем Момотом и Константином Рудешко, настраивает на философский лад. Уже два года 22-го числа каждого месяца в музее Булгакова встречаются два автора, чтобы устроить своеобразный диспут на избранную тему. Например, в этом году "Альянс 22" работает с темой времени.


Выставка "Герои. Попытка инвентаризации", НХМУ

Выставка архитектуры киевского неомодернизма "Надстройка", Центр визуальной культуры
Лондон
Юлия Федоренко, искусствовед

Молодым дорога

В динамичном и пресыщенном искусством Лондоне тренды возникают и исчезают молниеносно, но YBA – "Молодые британские художники" – остаются неизменной величиной. Сара Лукас, одна из самых оригинальных и противоречивых художниц группы, в мае будет представлять Великобританию на 56-й Венецианской биеннале. На острове считают, что ее остроумные скульптуры с использованием ready-made-объектов "принесут наслаждение посетителям выставки".

Еще один член группы YBA – великий и ужасный Дэмиен Херст, казалось бы, уже ничем не сможет удивить публику. Но именно ему принадлежит самый амбициозный проект этого сезона – галерея, где будет выставлена собственная коллекция произведений искусства художника, включающая более 2000 работ, в том числе Фрэнсиса Бэкона, Джеффа Кунса и Бэнкси. Несколько лет архитекторы престижной фирмы Caruso St John Architects превращали три огромных склада в Южном Лондоне в арт-пространство длиной в целую улицу. Открытие галереи Newport Street Gallery запланировано на май этого года.

Мир искусства

Галерея Дэмиена Херста – это еще и индикатор нового музейно-галерейного тренда, когда кураторы представляют публике не только работы художника, но и вещи, фотографии людей, которые повлияли на его творчество. Этой же тенденции придерживается выставка "Удивительная одержимость: художник как коллекционер" в одном из ведущих лондонских арт-центров Barbican Centre. Она проходит с февраля по май, и в экспозиции представлены артефакты, произведения искусства и просто интересные и неожиданные вещи, которыми себя окружали такие художники, как Энди Уорхол, Арман, Хироси Сугимото и Дэмиен Херст.


Галерея Дэмиена Херста Newport Street Gallery откроется в мае 2015 года

Южный поток

В Лондоне в моде латиноамериканское искусство с его яркими цветами и поразительными инсталляциями. Интерес к прошлогодней выставке в Saatchi Gallery "Новое искусство из Африки и Латинской Америки" был огромен, а фотографии инсталляции колумбийца Рафаэля Гомеса Барроса из гигантских муравьев на стенах галереи обошли все арт-издания. 4 марта в Saatchi Gallery откроется вторая часть выставки, посвященная новым именам из этих регионов. Музеи и некоммерческие галереи тоже все чаще включают работы латиноамериканских художников в экспозиции важных международных выставок: в Whitechapel Gallery до апреля представляют ретроспективу мирового абстракционизма, где можно увидеть работы хорошо известного в Лондоне Габриеля Ороско (Мексика), Лиджии Кларк и Гелио Отисики (Бразилия), а в сентябре Tate Modern продемонстрирует исследование по развитию поп-арта, где Бразилия будет представлена загадочными работами Анны Марии Майолино.


Сара Лукас, инсталляция "Туз в рукаве", 1998. Капок, проволока, колготки, чулки, хомуты, четыре стула, стол, сукно, карты. Размеры варьируются

Рафаэль Гомес Баррос, "Занятый дом", 2013. Смола, стекловолокно, мадера, хлопковый экран, уголь
Пекин

Екатерина Русецкая, искусствовед

Восток есть Восток

Главный тренд в китайском искусстве последних лет – отход от имитации западного искусства, ориентация на собственные традиции и свою идентичность. Примеры – и открывшаяся в 2014 году, но уже зарекомендовавшая себя на международной арт-сцене галерея Ink Studio, которая фокусирует внимание на современных работах, написанных тушью, и арт-институции, полностью сконцентрированные на продвижении современного китайского искусства: The Ullens Center for Contemporary Art (UCCA), Beijing Commune, Long March Space и Pace Gallery Beijing.


Beijing Commune занимается продвижением только китайского искусства

Политическая экология

Актуальными остаются темы культурной революции, свободы слова, глобализации, симбиоза социализма и капитализма. Самые известные промоутеры этого направления – Чжан Сяоган (в прошлом году его работу "Генеалогическое дерево: большая семья № 3" на аукционе в Гонконге купили больше чем за 12 млн долларов) и, конечно же, диссидент номер один – Ай Вэйвэй. Оттого что Пекин страдает от смога и застройки исторических районов, тема экологии и урбанистики – одна из самых волнующих: Сонг Донг и его жена Хин Сьоучин работают над этими темами и вместе, и порознь, но всегда убедительно и успешно. Андеграундная и экспериментальная сцена больше развита в Пекине, чем в Шанхае и Гонконге.


Чжан Сяоган, "Генеалогическое дерево: большая семья № 3", 1995. Масло, холст, 179 х 229 см

Рынок растет

Предсказания о том, что рынок современного китайского искусства лопнет, как пузырь, не оправдались: он растет и выходит на совершенно новый качественный уровень. Неизвестные на международном рынке еще 10 лет назад китайские современные художники сейчас перетягивают на себя 39 % (590 млн евро) от продаж произведений современного искусства (для сравнения: доля американских художников – 35 %, 530 млн евро). При этом на китайских и международных аукционах Christie’s и Sotheby’s, базирующихся в Азии, за последний год продано около 16 тысяч работ современных художников – это больше, чем на аукционах США, Англии и Франции, вместе взятых. Пекин занимает второе после Нью-Йорка место в десятке наиболее динамичных городов мира по продажам произведений современного искусства. Коммерческим лидером в китайском современном искусстве остается Зенг Фанжи (оборот за год на аукционах составил 59,6 млн евро, он же занимает 4-е место в топ-10 самых продаваемых художников современности), за ним следуют Чжан Сяоган (10-е место) и Чжоу Чунья (12-е).

Секрет популярности китайского современного искусства в мире прост: художники получили доступ к качественному образованию, международным резиденциям и хорошие презентации за пределами КНР. В феврале, например, в Solomon R. Guggenheim Museum открылась персональная выставка Ванг Джанвей.


Ванг Джанвей, инсталляция "Заложник", 2008. Смешанная техника. Размеры варьируются

Зенг Фанжи, "Портрет", 2004. Масло, холст. 200 х 150 см

Популярне на VOGUE