Интервью с Владом Троицким: о перезагрузке "ДАХа", "Гогольфеста" и Украины

В марте после 8-месячного перерыва в Киеве открылся центр современного искусства "ДАХ" – один из самых смелых и современных театров в Украине. Накануне Дня театра vogue.ua встретился с руководителем "ДАХа", режиссером и продюсером Владом Троицким.



В "ДАХе" – творческая атмосфера: например, стулья – не на полу, а на потолке



В театре есть барная стойка, а за ней – плита, на которой актеры иногда готовят настоящую, не бутафорскую еду


Инженер по первому образованию, Влад Троицкий – один из самых влиятельных людей в украинской культуре. В начале 90-х он был "своим" в большом бизнесе – владел телекоммуникационной компанией. Однажды вместе с другом Олегом Скрипкой попал в киевскую театральную студию к Анатолию Черкову. Там Троицкий понял,  что сцена  куда важнее продажи спутниковых тарелок, и на заработанные в бизнесе деньги открыл свой театр. Владислав назвал его "ДАХ" и сказал, что это – свободная площадка, своеобразный отель искусств. "ДАХ" стал центром авангардного, поискового театра, первым в СНГ поставил рассказы Виктора Пелевина, а сам Троицкий, окончив в Москве театральный институт, стал создавать  мистические спектакли-"ритуалы", наполненные украинской самобытностью.  В этом году театру, который европейский зритель знает не хуже, чем украинский, исполняется 20 лет. Правда, юбилея могло не случиться – летом прошлого года Троицкий, в "портфеле" которого еще и проекты "Даха Браха", "Dakh Daughters" и "Гогольфест", огорошил театральный мир, объявив, что закрывает "ДАХ". После 8 месяцев молчания театр открылся спектаклем "Собачья будка" –  жесткой и честной историей про современную Украину.





Сцены из cпектакля "Собачья будка"


То, что вы открываете "ДАХ" именно сейчас, связано с событиями, которые происходят в стране?

Конечно. То, что мы сделали в "Собачей будке" и то, что будем делать дальше – безусловно, это резонирует с событиями на улице. Первые зрители, которые посмотрели спектакль, говорят, что история вышла даже чересчур болезненной. Но это логично – мы начали репетировать спектакль в начале февраля, а пик репетиций пришелся как раз на 20-е числа месяца.


Получается, в театре сейчас без "улицы" никак? Какую пьесу не возьмете – все равно будете говорить о том, что наболело?

Нет, не обязательно.  Более того публике, возможно, сейчас нужен отдых. Людям просто необходимы жизнеутверждающие человеческие истории. Светлых историй, которые помогли бы человеку вернутся к сильному, неинфантильному взгляду на себя, нам очень не хватает. Об этом можно говорить в театре, и об этом хочется говорить. Но это я о том, что лично мне интересно, зачем я хожу в театр.



Влад Троицкий


А зачем вы ходите в театр?

Точно не развлекаться. Чтобы развлекаться, нужен театр-аттракцион, которого у нас пока нет. Ближе всего в Украине к такому "аттракционному" театру Раду Поклитару. На самом деле, я почти не хожу в театр. Редко-редко удается увидеть действо, в котором меня не пытаются надуть –  я думаю, многие читатели-зрители сейчас меня поймут. То есть я очень хочу, чтобы меня "надули" - как, например, это делает гениальный Полунин, или роскошный Цирк дю Солей, или классик визуального театра Боб Уилсон – но это так редко происходит!


Вы закрыли театр по финансовым причинам. Сейчас что-то изменилось?

Я закрыл "ДАХ" в формате репертуарного театра, более того, открывать его в таком виде не собираюсь. Так что в этом смысле ничего не изменилось. Уже тогда я понимал, что, скорее всего, театр будет существовать в более европейском формате: мы выпускаем премьеру, которая играется 15 раз подряд, а дальше смотрим: если живая – играем еще, если нет – "консервируем" ее, и запускаем новый спекталкь. Что касается финансового вопроса... В любом случае, театр должен дотироваться, ну, или иначе актеры должны зарабатывать в других местах – например, в "развеселых сериалах", которые уничтожают профессию. Хотя, с другой стороны, всем же понятно, что деньги – это еще не вся история: я 20 лет находил деньги на "ДАХ". Дело в том, что театру нужна перезагрузка, чтобы не происходило загнивания, чтобы театр не превращался в рутину, в печальную профессию. Потому что это все-таки тяжелый, но праздник.







Необычные декорации к спектаклю "Собачья будка"


Возможно, многим украинским театрам нужна перезагрузка?

Большим академическим "заведениям" точно стоит обратить внимание на эту схему, иначе они не выживут. Украина не настолько богатая страна, чтобы позволить себе содержать все эти театры. Во Франции театров, которых содержит государство, десяток, не больше, у нас же их только в Киеве больше десяти. А самое удивительное – институции, которые имеют статус национальных, приватизировали право говорить, что они являются "духовным центром" Украины. При этом нет никакого, даже мгновенного, сомнения  в том, что, возможно, это не так. 

Другое дело – воспримут ли в Украине новое искусство. Все  зависит от трансформаций, которые сейчас будут происходить в обществе в целом, не только в театре или культуре. Этим трансформациям, я думаю, может помочь проект КГБ, который я сейчас инициирую. КГБ – комитет гуманитарной безопасности – эта история про более зрелое отношение к тому, что такое страна и будущее, история про создание той самой пресловутой культурной элиты. 23 года Украиной как страной никто не занимался: мы существовали в постсоветской, инфантильно-агрессивной, неприкасаемой системе с несчастными людьми, которые постоянно спекулировали на своей несчастности. Есть старая-добрая реплика Чехова о том, что нужно  "выдавливать из себя раба по капле" – так вот, эта мысль должна стать трендом в Украине в ближайшие годы. На на нас сейчас возлагается больше обязанностей – хватит ждать, что придет какой-то дядя и решит все проблемы, пора брать дело в свои руки. 



В "ДАХе" любят книги...


... и примитивное искусство

Ваше КГБ – это перезагрузка министерства культуры?

В Украине считается, что министерство культуры – это такое министерство песни и пляски, что-то вроде необязательного добавления к банкету. КГБ – не альтернатива министерству: это, во-первых, поле дискуссионного контекста, а, во-вторых, вполне конкретная организация с политическим влиянием, которая будет отвечать за развитие гуманитарной политики в стране.


Диван, где периодически отдыхают артисты




Выступление группы "Dakh daughters" на Гогольфесте


Расскажите, что будет в этом году с Гогольфестом?

Брать на себя фестиваль полностью, как я делал это раньше – слишком авантюрно. Я хочу его делать, но мне нужны партнеры – причем,  это вопрос не только денег, но и пространства, организационного ресурса и так далее.  Ну и, конечно, мне нужен бюджет, потому что хочется проектировать "Гогольфест" не в течение 2-3 месяцев, а хотя бы полгода. В прошлом году мы работали в сложных условиях, было мокро и холодно, сейчас мне хочется более комфортных условий. Хотя одно уже радует – в этом году особенно много инициатив со стороны посольств европейских стран, они готовы сотрудничать. Да и даты мы уже "забукировали" – фестиваль пройдет с 13 по 25 сентября. 

Популярне на VOGUE