Хозяйка "Мистецької збірки" Юлия Волошина признается, что тема #instaart зрела несколько лет: игнорировать колоссальное влияние соцсетей на окружающий мир сложно. Молодым и не очень украинским художникам (в выставке участвуют Михаил Деяк, Виктор Дейсун, Анна Валиева и другие) кураторы предложили порефлексировать на тему зависимости от соцсетей. Волошина говорит: хотелось бы, чтобы художники выступили критиками потребительского взгляда на мир, который провоцируют соцсети.
Провокационная выставка Ричарда Принса в Gagosian Gallery в Нью-Йорке
Один критик среди них будет наверняка – это редактор отдела моды "Vogue Украина" Ольга Януль, которая также готовит работу для #instaart. Ольга уверена: ""Инстаграм" – это выдуманный мир, сплошной симулякр реальной жизни".
Януль неравнодушна к теме "Инстаграма". В феврале она участвовала в групповой выставке в галерее "Мистецька збірка", посвященной столетию "Черного квадрата" Малевича. Культовой картине она сделала свой оммаж – создала инсталляцию из пяти ситилайтов, на которых были черные квадраты из инстаграм-ленты. Последний год в соцсетях черный квадрат стал символом траура и мольбы. Во время Майдана – мольбы за Украину, летом – молитвы о погибших на малазийском "Боинге", спустя еще некоторое время – напоминанием об убитых в редакции журнала Charlie Hebdo. "Я долго следила за лентой, делала print screen бесконечных черных квадратов – и думала: что на самом деле означает эта глухая молитва? Тот, кто бесконечно постит эти квадраты, действительно сочувствует случившемуся? Или это просто пассивное нажатие кнопок? Мой ответ: это фейк. Это не настоящее сочувствие".
Редактор отдела моды украинского Vogue Ольга Януль и ее проект Black Square or #PrayFor
Для Ольги Януль "Инстаграм" – объект исследования. Сегодня она одна из немногих украинских художников, взявшихся за тему соцсетей. Катерина Филюк, директор Dymchuk Gallery, считает, что украинские художники мало интересуются соцсетями. "Художники поколения 2000-х критически настроены и, по всей видимости, не хотят использовать инструменты капитализма неолиберального общества", – говорит Филюк. Зато художники помладше, по мнению куратора, уже уловили пользу "Инстаграма" – и успешно монетизируют его, продвигая свои работы.
Один из них – молодой киевский художник Богдан Буренко. На работах Буренко изображены загадочные лица, распадающиеся на части. ""Инстаграм" – в первую очередь инструмент для продвижения, а потом уже все остальное. Все мои клиенты и галеристы нашли меня через эту соцсеть", – не скрывает Богдан. Под его постами – множество вопросов о цене картин и о том, где их можно купить. Летом у художника открывается первая персональная выставка в Сан-Франциско – "Инстаграм" помог.
Почти на каждом фото в своем "Инстаграме" Йоко Оно изображена в шляпе и стоит спиной к фотографу
Такаси Мураками готовит новую вы- ставку и делится закулисными под- робностями в сво- ем "Инстаграме"
Богдан Буренко – в мейнстриме мирового искусства: "Инстаграм" используют его знаменитые коллеги по всему миру. Одной из первых его освоила Йоко Оно. Еще четыре года назад она запустила проект #smilesfilm, предложив пользователям со всего мира постить фото улыбающихся себя. Йоко Оно хочет собрать под специальным хэштегом в "Инстаграме" фотографии каждого человека на земле и создать из них фильм. Художница верит: этот проект способен изменить мир к лучшему. Любопытно, что проект Оно задумала в 1967 году, и только появление соцсети сделало его реализацию возможной.
А вот самый скандальный на сегодняшний день проект в "Инстаграме" придумал американский художник Ричард Принс, чья любимая тема – эпоха потребления. Принс любит симулировать реальность: он прославился еще в семидесятые, когда занимался перефотографированием популярной рекламы из журналов и газет и выдавал эти работы за свои. "Инстаграм" и вовсе развязал художнику руки. В течение нескольких лет он делал в своей ленте скриншоты понравившихся ему снимков – в основном на них были изображены откровенно сексапильные девушки вызывающего вида. Собрав коллекцию, Принс удивил публику: устроил в нью-йоркской Gagosian Gallery выставку New Portraits, распечатав на крупноформатных полотнах портреты из соцсети. Ничего не добавлял и не убавлял – просто укрупнил изображения десятков девушек со всего мира, которые и не догадывались, что стали объектами его изучения. Одним словом, троллинг мирового масштаба. В мае на ярмарке Frieze Art в Нью-Йорке одну из работ он продал за 100 тысяч долларов. Девушка, изображенная на фото, заявила, что подавать в суд на Принса не собирается – мол, какие авторские права в Интернете?
Фото из инстаграм-ленты художника Ай Вэйвэя