Внимание многих выставок приковано к одному конкретному виду украшений, что позволяет максимально глубоко изучить, например, историю колец древних времен, Средневековья и Возрождения. По экспозиции фибул и брошей можно проследить их эволюцию – от простых креплений для одежды, которыми они были в бронзовом веке, до ключевых драгоценностей эпохи барокко. Случается, что ювелирные украшения служат вдохновением для создания похожих по стилю предметов интерьера, – такие пары собраны в Художественном музее Атланты.
*"Сокровища и талисманы. Кольца из собрания Гриффин". Метрополитен-музей, Нью-Йорк, до 18 октября 2015
*"От браслетов до скамеек. Современное ювелирное искусство и дизайн". Художественный музей, Атланта, до 23 августа 2015
*"Фибулы и броши". Музей
ювелирного искусства, Пфорцхайм,
20 ноября 2015 – 21 февраля 2016
Кольцо из золота с сапфиром, XIV век. Выставка "Сокровища и талисманы. Кольца из собрания Гриффин"
Петрус Кристус, "Золотых дел мастер в своем магазине", 1449. Выставка "Сокровища и талисманы. Кольца из собрания Гриффин"
Подвеска Nose из позолоченного серебра, 2002, Марсель Вандерс. Выставка "От браслетов до скамеек. Современное ювелирное искусство и дизайн"
Серьги Hot Ingo из полиамида и платины, 2003, Рон Арад. Выставка "От браслетов до скамеек. Современное ювелирное искусство и дизайн"
Браслет, кольцо и подвеска Glace из смолы и кристаллов Swarovski. Заха Хадид, весна-лето – 2010 для Atelier Swarovski. Выставка "От браслетов до скамеек. Современное ювелирное искусство и дизайн"
Исторические эпохи
Ювелирное искусство чутко реагирует на смену исторических эпох и передает настроения своего времени. Так, в период испанской колонизации Латинской Америки было модно носить колумбийские изумруды, мексиканские кораллы и венесуэльский жемчуг. Эти украшения, а заодно и портреты дам, которые их носили, представлены в Денвере. В Музее северных стран рассказывают истории королевских драгоценностей. Например, здесь есть кольцо, которое шведский маршал Густав Банер подарил возлюбленной перед своей казнью в 1600 году. А в Сиднее собрана коллекция украшений с инструментами золотоискателей, крошечными кенгуру и страусами эму – такие создавали в эпоху золотой лихорадки, которая охватила Австралию в 1851 году.
*"Избранные. Портреты и украшения колониальной Латинской Америки". Денверский художественный музей, Денвер, до 27 ноября 2016
*"1000 ювелирных изделий". Музей северных стран (Nordiska museet), Стокгольм,
постоянная экспозиция
*Музей декоративного искусства, Париж, постоянная экспозиция "Обладание прекрасным. Украшения и личности". Музей Powerhouse, Сидней, до 22 мая 2016
Хуан Родригес Хуарес, "Святая Роза Лимская", Мексика, около 1700. Выставка "Избранные. Портреты и украшения колониальной Латинской Америки"
"Молодая женщина с клавесином", Мексика, 1735. Выставка "Избранные. Портреты и украшения колониальной Латинской Америки"
Шкатулка с украшениями. Выставка "1000 ювелирных изделий"
Отдельных экспозиций все чаще удостаиваются этнические украшения. В Америке принято показывать наследие индейцев, и в частности навахо. Такие выставки пестрят красками кораллов, бирюзы, лазурита и опалов. В Европе же сейчас наибольший ажиотаж вызывают богатые, щедро инкрустированные драгоценности махараджей Индии. Как и столетия назад, сегодня они вдохновляют именитых ювелиров на создание тематических коллекций.
*"Драгоценные сокровища. Коллекция Аль-Тани". Музей Виктории и Альберта, Лондон, 21 ноября 2015 – 28 марта 2016
*"Сверкающий мир: Украшения навахо
в работах семьи Яззи". Национальный музей американских индейцев, Нью-Йорк,
до 10 января 2016
*"Бирюза, вода, небо: камень и его значение". Музей культуры и искусства индейцев, Санта-Фе, до 2 мая 2016
Старинным часовым и ювелирным домам тоже есть что показать. Одни возводят музеи в свою честь, другие собирают выставки. В Сан-Франциско покажут более 80 исторических моделей Абрахама-Луи Бреге, который придумал наручные часы, механизм с автоподзаводом, репетир, турбийон – и долгих 44 года создавал карманный хронометр для Марии-Антуанетты. В нью-йоркском Метрополитен-музее демонстрируют роскошную коллекцию работ Петера Карла Фаберже, созданных по заказу семьи Романовых, а в Монако проходит десятая выставка Graff Diamonds. Среди экспонатов – желтый бриллиант весом 132,55 карата и часы-трансформер Fascination, в которых центральный грушевидный бриллиант весом 38,13 карата можно снять и носить на кольце.
*"Breguet: искусство и инновации в часовом деле". Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско, 19 сентября 2015 – 10 января 2016
*Fabergé из коллекции Фонда Матильды
Гиддингс Грей. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, до 27 ноября 2016
*Graff Diamonds. Выставка редких драгоценностей. Отель де Пари, Монако, до 24 августа 2015
Кольцо-часы Breguet из золота, принадлежавшее графу Александру Демидову, 1836. Выставка "Breguet: искусство и инновации в часовом деле"
Часы Hallucination с цветными бриллиантами общим весом более 110 карат. Выставка редких драгоценностей Graff Diamonds
Императорское наполеоновское пасхальное яйцо из золота и платины с бриллиантами, слоновой костью, бархатом, шелком, расписанное эмалью и гуашью, 1912. Выставка "Fabergé из коллекции Фонда Матильды Гиддингс Грей"
Каждый стиль искусства непременно оставил свой узнаваемый отпечаток на ювелирных украшениях: красочные природные мотивы ар-нуво, строгость готики, витиеватость барокко, драматизм Викторианской эпохи. Эти черты лучше всего демонстрируют тематические выставки.
*"Создатель и Муза: женщина и ювелирное искусство начала XX века". Музей Ричарда Дрихауса, Чикаго, до 3 января 2016
*"От деревни к Vogue: украшения модерниста Арта Смита". Художественный музей, Атланта,
до 13 сентября 2015
*"Внутри викторианской ювелирной шкатулки". Музей королевского бювета, Харрогит, до 6 сентября 2015
Гребни для волос, 1906, Элла Напер. Выставка "Создатель и Муза: женщина и ювелирное искусство начала XX века"
Колье из серебра с цветными камнями, 1962, Арт Смит. Выставка "От деревни к Vogue: украшения модерниста Арта Смита"
Пряжка Octopus, 1900, Вильгельм Лукас фон Кранах. Выставка "Создатель и Муза: женщина и ювелирное искусство начала XX века"