Маска, кто ты: Веня Брыкалин о выставке POWER MASK в Роттердаме

Точное название выставки, которая в сентябре прошлого года открылась в этнографическом музее Роттердама: Power Mask – The Power of Masks или "Власть масок". В рамках экспозиции ее приглашенный куратор, бельгийский дизайнер Вальтер ван Бейрендонк, исследует феномен масок в разных культурах – от изолированных островных до современной глобализированной.

image

Ван Бейрендонк делает это, отказываясь от хронологии и географической верности. Сам же с усмешкой (надо представлять при этом его большое и доброе седобородое лицо) в сопроводительных записях к шоу отмечает: "никому не удавалось стать кем-то другим при помощи перчаток". Имеет в виду, что среди всех предметов гардероба у масок сакральная функция. Они скрывают и обнажают, обещают и отрицают, постоянно играя с представлениями и ожиданиями зрителя. Кто там под маской? Никогда не знаешь до конца.

Так же играючи ван Бейрендонк обводит вокруг пальца доверчивого зрителя. Публика попадает в чинный с виду особняк на берегу реки Ньиве-Маас, где расквартирован Wereldmuseum, – высокие потолки, богатые интерьеры и крутые лестничные марши. Сюрпризы начинаются уже на входе в выставочные залы: вас встречает героиня молодого британского дизайнера Марка Куина, усыпанная цветами. То ли от скуки, то ли от безысходности она по-кафкиански превратилась в наслоения диванной обивки.

Дальше следует бестиарий, в котором застывшие манекены из коллекций ван Байрендонка разных лет обрастают сверкающей бахромой и длинными акриловыми ногтями, их лица скрыты цветистыми балаклавами. Бывший куратор антверпенского музея моды Карен ван Годценховен в интервью Voguе призналась, что опыт погружения в фантастические миры дизайнера идет на пользу не всем – некоторым зрителям на его выставках становится страшно. В этнографическом музее Роттердама не страшно, скорее занимательно. Тут повсюду ритуальные сооружения в форме птиц, примитивные африканские маски, которые Пабло Пикассо пытался повторить в "Авиньонских девицах" и исполинские маски-скворечники из Папуа – Новой Гвинеи, сооруженные из крон деревьев. В высоту они достигают полутора-двух метров. На их фоне белоснежные скульптуры из кутюрной коллекции Viktor&Rolf 2016 года, расположенные по соседству, смотрятся детскими игрушками.

В модном дизайне ван Байрендонк находит удивительные рифмы к этим объектам. На выставке собраны головные уборы Бьорк и Кайли Миноуг, анонимные чулки Мартина Марджелы, чехлы в "гусиную лапку" Жан-Поля Готье и инфантильные маски в форме зайчика Тома Брауна. В одном из залов на африканском троне расположилась кровавая невеста из артизанальной коллекции Джона Гальяно для Maison Margiela. Декор на ее лице напоминает картины Арчимбольдо, если бы тот складывал человеческие лица не из овощей, а из выпоторошенных часовых механизмов. Гениально, в общем.

Куратор Wereldmuseum Александра ван Донген рассказывает: "Во время работы над проектом я заметила, что Вальтер строит экспозицию так же, как создает свои коллекции, – сталкивая разные реальности. Нам было интересно найти новый подход к решению выставки. Мы хотели представить историю масок как непрекращающийся диалог между разными дисциплинами – искусством, модой и культурными традициями".

Кроме исторических масок из Европы, Америки, Африки и Океании, которые Байрендонк отобрал из коллекции музея (всего в экспозиции их больше ста), тут представлено много современного искусства. Дизайнер рифмует исторические артефакты с настенной живописью американского художника Брайана Кини, тревожными фотоработами Синди Шерман, фетишистскими снимками Роберта Мэпплторпа и яростными полотнами Жана-Мишеля Баскии. Они играют с мотивами масок и скрытых сущностей, исследуют темы идентичности и анонимности. По замыслу Вальтера ван Бейрендонка на выставке Power Mask пустые глазницы масок всматриваются в зрителя так же пристально, как он в них. Но у кого здесь больше власти – вопрос.

Фото: Aad Hoogendoorn

Популярне на VOGUE