До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

К 130-летию со дня рождения Коко Шанель: выставка Culture Chanel

Историко-художественные выставки Culture Chanel – новая традиция Дома. На пятой из них, символически посвященной духам Chanel №5, в парижском Palais de Tokyo побывала Татьяна Соловей, обозреватель отдела моды Vogue Украина



Запах женщины

Созданный в 1921 году как личный парфюм мадемуазель Шанель, в 1924 Chanel № 5 был запущен в массовое производство. Интерес к духам был настолько велик, что покупателей не смущала крайне высокая цена: 100 граммов стоили полторы тысячи франков, тогда как ее платья стоили семь.

 

 

Простое черное платье с белым воротником – классический образ Коко Шанель в объективе Георгия Гойнинген-Гюне


<b>gallery-971-5</b>


За пятью замками

Говорят, каждые тридцать секунд в мире продается флакон духов Chanel № 5. Почему этот аромат стал легендарным, рассказывала последняя выставка Culture Chanel. Духи были такой же революцией Коко Шанель, как и одежда в духе роскошной бедности. В начале XX века модельеры создавали платья, шляпники – головные уборы, а парфюмеры – духи, и никто не заходил на чужую территорию. Неожиданным был и аромат, впервые содержащий синтетические компоненты, и простой геометрический флакон. За творческой дерзостью стоит личная история – печальный финал ее романа с Артуром "Боем" Капелем, погибшем в автокатастрофе. Память о счастливых моментах их отношений Габриэль Шанель хотела удержать в "духах, которые пахнут женщиной". Однако личное давно растворилось в историческом, и во флакон Chanel № 5 уместилось не только 80 ингредиентов, но и бесконечное число легенд.

За гранью эволюции

Экономия выразительных средств и маскулинность, столь почитаемые Габриэль Шанель, отразились на создании небывалого по простоте флаконе духов. Форма крышечки повторяет очертания Вандомской площади – такой, какой Шанель видела ее из окна своего сьюта в отеле Ritz.



 

Цифровой код

Цифра вместо поэтичных метафор в названии парфюма – артистичное решение Шанель в духе времени. Она свела пудровую образность парфюмерного мира к сухой номенклатуре – поступок, достойный ее друзей: Аполлинера, Пикассо и Кокто. Сама Коко Шанель считала пятерку особенной: показы устраивала 5 февраля и августа, повторяла число в декоре своей квартиры и, видимо, выбрала пятый аромат из предложенных не только из-за его парфюмерных качеств. Она бы обрадовалась совпадениям: в год создания Chanel № 5 Игорь Стравинский написал фортепианный этюд "Пять пальцев", а в Москве открылась выставка "5х5=25" пяти русских художников-авангардистов. 

 

<b>gallery-973-5</b>

 

Королевские привычки

Королева Франции Екатерина Медичи была ролевой моделью для Коко Шанель. "Женственнее любой обнаженной богини, она открывала миру лишь лицо и руки, а мудрость позволяла ей быть на пьедестале богатства и власти", – писала Шанель о ней в статье "Когда мода иллюстрирует историю". Даже находилось нечто общее в их биографии: обе росли в приюте, а будущая королева в девичестве носила титул графиня Овернская – местности, где родилась Коко Шанель.



 

Двойное значение

Литерой С Коко Шанель отмечала книги в своей библиотеке, а фирменный знак – переплетение букв С – был впервые использован на крышке духов Chanel № 5. Он напоминает витражи аббатства Обэзен, в котором росла Шанель, и монограмму Екатерины Медичи.

 

Русский след

Славянские мотивы в коллекциях Шанель появились в 1920-х, после знакомства мадемуазель Шанель с русским князем Дмитрием Павловичем. Благодаря его связям к ее ателье присоединились высококлассные мастерицы – русские иммигрантки, ранее состоявшие при императорском дворе. Кроме того, князь познакомил ее с бывшим парфюмером царской семьи Эрнестом Бо, впоследствии придумавшим композицию Chanel № 5.



 


Из Дали

Шанель в моде действовала вопреки, а не согласно правилам, что сближало ее с революционно настроенными художниками-модернистами. В 20-е годы парижская пресса писала, что "в мире не осталось женщин, только мальчики от Шанель". Ее наряды определили стиль Les ann?es folles, "безумных лет" эпохи джаза. Шанель любила помогать начинающим талантам, как когда-то покровители Коко финансировали ее ателье и магазины.

 


Мир Chanel в версии Дали, 1937

 


Лица

Мэрилин Монро рассказала миру о том, что спит в двух каплях Chanel № 5, а Одри Тоту примерила образ Шанель. Катрин Денев подружила Америку с Chanel № 5 в 70-х, а Кароль Буке – в 90-х. Лицами духов становились совершенно разные женщины, и благодаря рекламным кампаниям Chanel № 5 стали духами для всех женщин планеты.



Кароль Буке в объективе Доминика Иссермана, 1997 

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.