До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Блог Татьяны Соловей: пункт в образовании

Модный обозреватель Vogue UA Татьяна Соловей побывала на показе дипломных коллекций факультета моды и текстиля Королевской академии изящных искусств Гааги.

Фотосессии из студенческого 4MAGAZINE, издаваемого факультетом моды и текстиля 
 
Фотосессии из студенческого 4MAGAZINE, издаваемого факультетом моды и текстиля

Пуховик в форме бурки смотрится особенно эффектно – можно носить как по европейскому, так и мусульманскому канону, покрывая голову или нет. На повязке, закрывающей лицо, замок-молния, "возможно, пора прятать паспорт", – предполагают зрители. На махровом ковре пастельного камуфляжа – идиллия бесполой юности в розовых и голубых трениках со слоганами. Кабинка с мигающим видео и текстом о том, как социальные медиа нас изменили.

18 июня в антураже бывшей электростанции студенты Королевской академии изящных искусств Гааги (известной как KABK) факультета моды и текстиля представляют свои дипломные работы. В двух частях: сразу инсталляция и спич дизайнера, часом позже – показ коллекции. Все пропитано духом студенческих экспериментов и социальными проблемами европейского мира: беженцы, субкультуры, социальные сети, агендерная мода, ресайклинг и апсайклинг, поиск себя и подлинности в безумном мире.

Фотосессии из студенческого 4MAGAZINE, издаваемого факультетом моды и текстиля

 

Четвертый год подряд факультет курирует Юрджи Персонс, выпускник антверпенской школы и дизайнер, который успешно переквалифицировался в преподавателя. Декан академии гордится интернациональным составом модного факультета и рассказывает о том, как группа студентов из швейцарской школы моды решила вместо одного года проучиться три в Гааге. С 2015 года конкурсное шоу спонсирует организация Keep an Eye Foundation, которая в Голландии раздает гранты многообещающим талантам в сфере дизайна, музыки, искусства и моды.

Фотосессии из студенческого 4MAGAZINE, издаваемого факультетом моды и текстиля

На самом показе первый ряд заполнен знакомыми по другим европейским конкурсам журналистами и кураторами модных программ – внушительным количеством инсайдеров, которые, очевидно, расскажут об Академии и ее факультете моды и текстиля по всему миру. Такое внимание к пиару довольно показательно как для современной моды, которую без инвестиций в "круги по воде" рискуют развивать единицы. 

Если, к примеру, в Антверпенской академии (в двух часах езды от Гааги) на показы студентов собирают жюри с кем-то важным во главе (бывали выпускники Дрис  и Раф) и вручают победителям денежный приз на коллекцию, то здесь приз уходит, по сути, в зал – в инстаграмы, тексты и рассказы о событии.

"Так задача не стоит, скорее, говорится о помощи талантам и развитии модной индустрии в принципе, – объясняет Дэвид Фламле, основатель агентства Sketch, который пиарит всю бельгийскую моду (то есть выставки музея MoMu, Антверпенскую академию, главные концепт-сторы), и теперь по просьбе декана факультета моды и текстиля в Гааге взялся и за голландскую моду. – Здесь fashion-индустрия сильно ориентирована на арт-контекст и презентуется в соответствующей форме, в отличие от Антверпена, где студентам важны вещи сами по себе".

Это очевидно и привлекает студентов: все дружно говорят о том, что здесь дают невероятную свободу и потому учиться очень интересно. "Мы настаиваем на свободе и академической программе, – говорит декан факультета моды и текстиля Юрджи Персонс. – Наше преимущество в том, что мы преподаем моду в привязке к текстильной индустрии, которая развивается стремительными темпами и влияет на дизайн".

<b>den haag</b>

Сами же показы порадовали сильными мужскими коллекциями, созданными между попыткой связать функционал и стремительное размывание границ пола и жанра мужской одежды. Безусловным фаворитом стоит назвать коллекцию Dutch Culture Вуди Гравенмада – о миксе европейской и мусульманской культур и поиске объединяющего начала в условиях конфликта. Бурки и хиджабы в его коллекции трансформировались в объемные черные стеганые пуховики с шерстяными капюшонами, дополнились тренировочными штанами и сникерсами – вышла уверенная интеграция восточных мотивов в современную уличную моду. Вторая часть коллекции отпевала трешовый аксессуар – клетчатые "турецкие сумки", которые в Голландии называют turkentas. Прием не новый, но в задачах коллекции решен оригинально: сумки либо подверглись апсайклингу – из них были сшиты кейпы и жакеты – либо остались в виде яркого принта, напоминающего о цветной клетке. Перед показом дизайнер рассказал, что вдохновился видом мусульманских девушек в лондонском метро: одна из них покрыла голову платком яркой фуксии, и это смешение традиций побудило дизайнера показать свое видение культурной интеграции.

Сара Лауверт показала социально озабоченную коллекцию, пошитую из ресайклинг-материалов – от постеров и защитных жилетов до пленки и светоотражателя для автомобилей. "Пластик будет главным материалом будущего", – уверена дизайнер. Нади Боргрев вдохновлялась современными плюшкиными. Вещи сплетены и связаны из фрагментов других изделий, силуэты гипертрофированы и раздуты, образы однотонные, но болезненный феномен накопительства кажется милой сентиментальностью и человеческим достоинством при помощи  эмоций и воспоминаний добровольно привязывать себя к вещам. Энске Супкен-Смит задумалась о том, как комментарии и посты в соцмедиа влияют на людей. Ее дизайнерский рецепт – уметь заблюрить, размыть картинку социального шума, и таким образом сохранить свою онлайн и оффлайн целостность. Дизайнер показала коллекцию прозрачных вещей, сшитых из плотной органзы с размытыми дигитальными принтами, формы которых цитировали объемы разных исторических эпох – от кринолинов, фижм и корсетов до кольчуг и забрал.

<b>Den</b>

Юношеский оптимизм дизайнеров в рассмотрении сложных социальных вопросов из трагедии создает утопию. Для студентов – и экология, и нашествие беженцев – ресурс вдохновения и творческого энтузиазма, который бесповоротно заряжает всех присутствующих. Так что за новой точкой на модно-образовательной карте Европы хочется наблюдать все пристальнее.

 

Атмосферные фото: (c) Photo: Nina Dancet

Подиумные фото: (c) Photo: Catwalkpictures.com

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.