До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Маршрут по Индии: куда отправиться за тканями

Путешествуя по Индии, Кристина Обломская изучила старинные ремесленные техники изготовления и раскраски тканей, которые можно встретить только в этой стране

Варанаси, Уттар-Прадеш

Один из самых старых городов на земле встречает едким запахом дыма и по-весеннему свежими ночами. Традиционный чай тут готовят уже с четырех утра: день в континентальной Индии всегда начинается рано. Со всех концов света сюда съезжаются паломники: Варанаси – священный город для индуистов, буддистов и джайнов. Потеряться в улочках старого Каши, спуститься на берег Ганга, взглянуть на инопланетные купола храма Вишванатх, увидеть костры шмашана, куда приезжают умирать, чтобы выйти из колеса сансары, и, конечно же, посетить местный базар – основные задачи для тех, кто приехал сюда впервые.

В текстильных лавках на рынке в глазах рябит от обилия ярких расцветок и блеска. Шелковую парчу с тканым золотым рисунком, или кинхаб, как ее называют местные, изготавливают только в Варанаси. Одежды из нее раньше носили махараджи, а сейчас сари из кинхаба надевают на свадьбу и для храмовых ритуалов. Изображения листьев, фруктов, цветов и птиц на тонком шелке сплетаются в причудливую вязь узора. За основу всегда берут натуральные шелковые волокна, в процессе работы вплетая в них золотые или серебряные нити. Еще несколько веков назад их производили из чистых драгоценных металлов – современные ткачи обходятся сплавами. Как и сотни лет назад, за сюжеты для рисунков и технику изготовления отвечают мастера: увидеть их за работой можно повсеместно – стоит лишь заглянуть на одну из многочисленных шелковых фабрик.

Ни одно торжество в Индии не обходится без ярких и блестящих костюмов
Ни одно торжество в Индии не обходится без ярких и блестящих костюмов
Ритуал поклонения реке Ганг в Варанаси проводят каждый вечер на закате
Ритуал поклонения реке Ганг в Варанаси проводят каждый вечер на закате
Индийский кинхаб
ткут из шелка и золотых
нитей
Индийский кинхаб ткут из шелка и золотых нитей "зари"

Мумбай, Махараштра

Современный Мумбай – это мегаполис, где разрабатывают новейшие информационные технологии, играют на бирже и снимают около трехсот болливудских фильмов в год. В бурном течении его жизни есть своя прелесть: туристические маршруты встречаются в колониальном районе Колаба, морская романтика живет на набережной Марин-Драйв и в старых доках, в трущобах кипит своя жизнь. В огромном, разбросанном по островам Мумбае трудно найти колоритную мастерскую тканей, зато на любом из крупных базаров можно увидеть всевозможные их образцы. Техника узелкового батика бандхани – одна из самых необычных и трудоемких ремесленных техник, характерных для Махараштры, куда она пришла из соседнего штата Гуджарат. Ткань с бандхани выглядит жатой: этот эффект создают тысячи микроузелков – мастерицы вяжут их с помощью наперстка-иглы. Когда работа закончена, полотно красят, затем вытаскивают нити и распускают узелки – получается узор из белых точек. Иногда узелки оставляют на ткани, чтобы получить объемную фактуру.

<b>gallery-5500-5</b>

857-03193104a.psdПури, Орисса

Пури – популярный морской курорт на берегу Бенгальского залива. Для отдыха больше всего подходит западная часть пляжа, для прогулок – окрестности храма Джаганнатхи. В Ориссе производят дикий шелк, а он, в свою очередь, становится основой для культовых индийских икатов. Слово "икат" индонезийское, но полотно, выполненное в этой технике, можно встретить во всех странах Центральной Азии, а также в Японии, Гватемале и Бразилии. В индийском Пури в икат-узорах используют не только привычную для этой техники геометрию и размытые "глитчевые" орнаменты: для этого региона характерны изображения тигров и слонов, рыб и раковин, листьев и человеческих силуэтов. В Ориссе, да и вообще по всей Индии, икаты становятся сари, их используют в качестве домашнего текстиля, а на юге страны мужчины носят их как доти (индийский аналог саронга), предпочитая дорогому шелку доступный и ноский хлопок. Навыки ремесла в Пури передают по наследству: изготовление икатов требует сноровки и терпения. Сначала нити дикого шелка разбирают на пучки, размечая на них рисунок. Участки пряжи, на которых нужно сохранить первоначальный цвет, подвязывают, остальные нити красят в соответствии с задуманным рисунком – и только после этого пряжу "загружают" в ткацкий станок. Вековые традиции не терпят спешки.

В праздники десятки ярких колесниц медленно движутся по городу
В праздники десятки ярких колесниц медленно движутся по городу
700-06782145a.psd
Знаменитые икаты Пури стоит привезти домой в качестве сувенира
Знаменитые икаты Пури стоит привезти домой в качестве сувенира
Абстрактные орнаменты, а также схематические изображения людей и животных – традиционные мотивы тканей из Пури
Абстрактные орнаменты, а также схематические изображения людей и животных – традиционные мотивы тканей из Пури
Многолюдные храмовые фестивали – обычное дело в Пури, священном городе индуистов
Многолюдные храмовые фестивали – обычное дело в Пури, священном городе индуистов

Джайпур, Раджастан

Цветные ткани в Джайпуре буквально повсюду – в ярких женских нарядах, в стопке домашнего текстиля на велосипеде уличного торговца, на седлах слонов, поднимающих туристов в Амбер-форт. Пестрые тряпки отделяют уличные чайные от 6-полосного шоссе, а странников, уснувших прямо на дороге, – от городской суеты. Самые живописные и колоритные текстильные мастерские расположены в окрестностях Джал-Махала – дворца на воде – и в пределах "Розового города" – исторического центра, обнесенного каменной стеной. Тут на готовые цветные ситцы наносят принты: деревянные штампы с резными узорами окунают в краску и тщательно пропечатывают ими отрезы хлопка. Знаменитые "индийские огурцы", перепетые тут на все лады, складываются в избыточные орнаменты – санганери.

У слонов, поднимающих туристов в джайпурский Амбер-форт, всегда боевая раскраска
У слонов, поднимающих туристов в джайпурский Амбер-форт, всегда боевая раскраска

Джайпур славится не только ремесленниками всех мастей, но и ювелирами. За камнями и готовыми украшениями сюда съезжаются со всей Индии. Ювелирное искусство джайпурских мастеров коснулось и текстиля: отделка сари толстой золотой ниткой называется "гота патти", а вышивка камнями и миниатюрными зеркальцами – "шиша". Текстильные базары Джайпура – находка для коллекционера. Ну а помимо тканей, в городе стоит посмотреть все старые дворцы, посетить обсерваторию Джантар-Мантар, полюбоваться индийской миниатюрной живописью эпохи раджпутов и выпить ласси на улице – одноразовой посудой в Джайпуре служат глиняные стаканы. Когда напиток выпит, их просто разбивают.

<b>gallery-5501-5</b>

GettyImages_100483172.psdКанчипурам, Тамил-Наду

Ткачи Канчипурама считают себя потомками богов. Иначе и быть не может: это важное место паломничества хинду, и тут нет ничего, кроме древних храмов и шелковых мастерских. В Канчипурам приезжают поклониться богам Вишну и Шиве, загадать желание о любви богине Парвати, прикоснуться к священному дереву манго возрастом около 3500 лет и купить нарядные сари. Местный шелк считается самым прочным и легким во всей Индии. Здешние мастера умеют грамотно комбинировать цвета, выбирая самые гармоничные и красивые пары оттенков. Повседневные однотонные сари украшает широкий контрастный кант, свадебные модели по краю богато отделаны золотом. Есть и еще одна разновидность канчипурамского шелка – храмовые ткани, предназначенные для обрядов и фестивалей. Идеи для узоров, непременно выполненных серебряными или золотыми нитками "зари", подсказывают природа, мифология и местная архитектура. Часто в орнаменты так называемых храмовых шелков переносят сюжеты фризов из святилищ – это одни из самых дорогих тканей в Канчипураме.

Реклама
Сари с широким золотым кантом часто выбирают в качестве свадебного наряда
Сари с широким золотым кантом часто выбирают в качестве свадебного наряда
В Канчипурам съезжаются паломники со всей Индии. Иногда принять участие в храмовых обрядах позволяют и туристам
В Канчипурам съезжаются паломники со всей Индии. Иногда принять участие в храмовых обрядах позволяют и туристам
Во дворе храма Шри Экамбарешвара растет священное дерево манго, которому, согласно преданию, 3500 лет
Во дворе храма Шри Экамбарешвара растет священное дерево манго, которому, согласно преданию, 3500 лет
Ткачи от бога – это о создателях храмовых шелков Канчипурама
Ткачи от бога – это о создателях храмовых шелков Канчипурама

Читайте также:

Модный багаж для далеких и не очень путешествий

Что нужно знать о Японии, Токио и его гастрономической сцене

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.