До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

В Париже прошла выставка "Изоляция в изгнании"

Люба Михайлова рассказала Vogue.ua об однодневной выставке донецкой арт-платформы в Palais de Tokyo

15 декабря в главной институции современного искусства Франции – Palais de Tokyo – прошла однодневная выставка "Изоляция" в изгнании", где основательница донецкой платформы культурных инициатив "Изоляция" Люба Михайлова рассказала французским и международным журналистам, художникам, кураторам историю о захвате территории культурной институции боевиками так называемой ДНР. А редактору отдела культуры Vogue Валентине Клименко – о том, как команда "Изоляции" готовила выставку и что намерена делать в Киеве.

- В прошлом году, когда Майдан только начинался, мы встретились с директором музея Palais de Tokyo Жаном де Луазье. Это человек крайне левых взглядов, который считает, что культура  и образование должны быть доступны всем. Он предложил  нам сотрудничество в рамках Community-building – Art and Craft, в 2016 году мы  сделаем выставку украинских художников. Планировали, что в апреле он приедет в Украину, но, конечно, не приехал, а когда в июне в Донецке боевики захватили "Изоляцию", нас очень сильно поддерживал весь арт-мир, в том числе  и Жан де Луазье написал пламенное письмо, мол "если что-то можем сделать – пожалуйста". Международная солидарность была намного сильнее, чем внутри нашего арт-сообщества. А в сентябре они со мной сконтактировали и сказали, что в Palais de Tokyo есть программа Alert, в рамках которой они оказывают поддержку людям искусства, потерпевшим от диктатуры и тирании. Поскольку мы институция, которая потеряла свою территорию и часть коллекции, они предложили сделать выставку об "Изоляции".

- Мы  сразу решили, что это будет информационная выставка о том, кто мы есть и что сейчас происходит у нас на родине.  Нам предоставили три огромных зала. В первом справа был установлен пятиметровый баннер с работами Даниеля Бюррена, слева – Цая Гоцяна, то есть, ты заходишь и у тебя ощущение, что очутился в  пространстве "Изоляции". Потом переходишь в другой зал, там видео – вся история "Изоляции", интервью с боевиком "Монголом", который захватил нашу территорию, с комиссаром Барановым, который говорит, что надо всех расстрелять, с гражданским активистом и блогером Димой Потехиным, который сидел в "Изоляции" как в тюрьме, проект французов Элиз Флоренти и Марселя Тюрковски,  которые были у нас на резиденции и сняли фильмы про Донецк  -  "Солнечный эксперимент" и "Delirium ambulare".

Международная солидарность была намного сильнее, чем внутри нашего арт-сообщества

- Кроме пресс-конференции, мы сделали перформанс с донецким  художником Сергеем Захаровым, который под именем "Мурзилка" делал в Донецке антитеррористический стрит-арт – вырезал карикатурных героев "донецкой республики" и ставил их посреди города – "Just do it", "Свадьба Мотороллы",  и за это 48 дней провел в плену у днр-овцев. В Киеве мы пригасили его на резиденцию в "Изоляцию", в рамках которой сделали проект для Palais de Tokyo – "Карточный домик" высотой в три с половиной метра.  Короли, тузы и дамы – все узнаваемые, герои "донецкой республики", а в основании домика один джокер – Путин. В конце презентации мы выбиваем джокера и весь домик рушится.

- Люба, что  все-таки вам удалось спасти из "Изоляции"?

- Там была странная история, боевики сначала сказали: "Мы вас не трогаем, мы все понимаем. Все, что арт – мы вам отдадим". И отдали все, что посчитали артом: пейзажи в основном.  Вот работы Павла Макова  удивительным образом уцелели и мы смогли их вывезти. А все, что, по их мнению, не арт – книги, архивы, фотографии – они сожгли. Все site-specific проекты  - там. Что можно было порезать на металлолом,  они все порезали. Мы не знаем, что с проектом Цая Гоцяна, его работа оказалась  самой металлосодержащей.

- Наверное, коллекция осталась в оцифрованном виде?

- В оцифрованном виде у нас осталась часть коллекции, мы ее сейчас восстанавливаем, занимаемся  архивацией. Я хочу сказать, что для всех, кто занимается культурой,  это очень важно в современном мире – иметь архив. Физические арт-объекты потеряны, но современное искусство такая вещь, которая оставляет исторические следы и очень важно, чтобы она осталась в архивах как память. Сохранившуюся часть коллекции – оригинальные объекты – мы пытаемся привести в порядок и будем раз в неделю показывать посетителям, а  потом на сайте сделаем открытый доступ к коллекции.

Реклама

- В Киеве уже заметны ваши арт-проекты, как вам здесь ведется?

- Мы сделали в Киеве проект "Захоплення" с нью-йоркским художником и куратором Клеменсом Пулом, перформативный спектакль с Вирляной Ткач и Сергеем Жаданом "Underground dreams", основали онлайн-журнал IZIN и занимаемся проектом креативного сообщества Izon. Еще мы сделали симпозиум "Память и пространство" – проект, основанный на нашей страсти и любви к Алле Горской. Сначала у нас был план спасения чудесных мозаик Аллы Горской в Мариуполе и Донецке, теперь неизвестно, что будет с 5-й школой в Донецке  и с ее уникальными мозаиками. Мы сбираемся сделать открытый портал, чтобы выложить фотографии всех мозаик, которые еще сохранились в Украине, как пример  реализации  идеологических задач  СССР в публичном пространстве при помощи монументального искусства. Многие творцы делали неидеологические  работы, зашифрованные. На последнем аукционе "Золотое сечение" мы купили работу Аллы Горской, которая называется "Мапа України"(1963). Сын Аллы  Алексей рассказал нам смысл этого коллажа: это как бы  путь из Одессы в Киев, слева Буковина, Львов, справа Запорожье, а Донецка и Крыма нет. Вообще нет, какие-то пятна.   

- Приехав в Киев, мы оказались в изоляции,  и в то же время в  оппозиции  к политике центрального правительства по отношению к Донбассу. Мы, находясь здесь, хотим укреплять мосты с теми, кто остался там, чтобы когда мы вернемся, там не было попелища, чтобы у нас сохранились общие ценности. Я не думаю, что это будет  скоро, нужно запастись терпением и приготовиться к вдумчивой, серьезной работе на долгие годы.

- Наше центральное правительство не определилось – они нас то зонами называют, то АТО. Мы определились: мы украинцы, это наша родина и она будет такой всегда.

Основательница "Изоляции" Люба Михайлова и Посол Украины во Франции Олег Шамшур
Основательница "Изоляции" Люба Михайлова и Посол Украины во Франции Олег Шамшур
Мы украинцы, это наша родина и она будет такой всегда

В Киеве свой сложившийся арт-мир, который не очень хочет новых игроков. И мы не стремимся стать киевскими – для нас очень важна связь с нашей родиной и с другими городами Украины, где зарождаются такие инициативы как "Изоляция" – во Львове, в Днепропетровске, в Херсоне. Так что будем выстраивать горизонтальные связи.

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.