До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Интервью с режиссером Питером Уэббером: про "Оскар", Скарлетт Йоханссон и украинское кино

Одним из самых ожидаемых гостей Одесского международного кинофестиваля стал 46-летний британский режиссер Питер Уэббер, возглавивший международное жюри. Ироничный Уэббер, очаровавший на фестивале и команду, и журналистов классическим британским юмором, дебютировал в большом кино в 2003 году, сняв красивую историческую драму "Девушка с жемчужной сережкой", в которой снял Скарлетт Йоханссон. Vogue.ua поговорил с режиссером о голливудских звездах, локальном кино и о том, как Уэббер оказался за шаг до "Оскара".

Питер Веббер

Питер Уэббер на Одесском кинофестивале

Питер Веббер и Гаспар Улье

Питер Уэббер и Гаспар Ульель на премьере фильма "Ганнибал: Восхождение" (2007)

За картину о голландском художнике Яне Вермеере (Колин Ферт) и его сложных отношениях со служанкой Грит (Скарлетт Йоханссон) Питер Уэббер получил небывалое количество номинаций на важные премии: три  - на "Оскар" и десять – на BAFTA. Диплом по истории искусств помог ему создать волшебное по своей атмосферности кино, а режиссерское чутье – разглядеть в 18-летней малоизвестной актрисе Скарлетт Йоханссон будущую звезду. Сегодня Уэббер, успевший снять несколько крупнобюджетных голливудских фильмов, сосредоточен на документалистике – он снимает документальные ленты для BBC. Над предложением приехать в Украину режиссер раздумывал два месяца, в итоге решился – свою роль сыграл его интерес к локальному кино. На фестивале в Одессе обаятельный англичанин не только оценивал конкурсные фильмы, но и искал вдохновение – так, на своей странице в фейсбуке он часто выкладывал фотографии одесской еды, а в беседе с корреспондентом vogue.ua признался, что готов вернуться в Украину с камерой – снимать документальное кино об украинских  гастрономических традициях.

Скарлетт Йоханссон

Кадры из картины "Девушка с жемчужной сережкой" (2003)

О Скарлетт Йоханссон

 Когда я сказал продюсерам, что хочу взять 18-летнюю актрису Скарлетт Йоханссон на главную роль в фильме "Девушка с жемчужной сережкой", продюсеры слегка забеспокоились: кто такая эта никому неизвестная девушка? Скарлетт тогда снялась в нескольких небольших авторских проектах, самым крупным из них был фильм братьев Коэнов "Человек, которого не было", так что о ней мало кто знал. В главной роли продюсеры видели Кейт Хадсон или Кирстен Данст – их можно понять, поскольку думать о коммерческом успехе картины – их работа. Но я отстаивал Скарлетт. Я помню, как встретил ее в Нью-Йорке незадолго до начала съемок – вы понимаете, в Нью-Йорке режиссер встречает много молодых актрис, но она мне запомнилась. 18-летняя Скарлетт была... настоящей: во-первых, она была живой, страстной и вовсе не походила на тех анорексичек, которые ничего не едят в надежде быть замеченной скаутом или менеджером по кастингу; во-вторых, она вела себя раскованно, расслабленно, лениво, и  ее томность была очень харизматична. К тому же, она произвела на меня впечатление очень современной девушки – это меня и зацепило. Во время подготовки к роли Грит она работала со специалистом по движению: придя на площадку, Скарлетт двигалась словно расслабленный подросток, а нам нужно было привнести в ее язык тела больше сдержанности, и тренер учил ее двигаться как служанка. Вообще, я думаю, эта роль для Скарлетт стала одной из самых сложных: весь фильм ей пришлось убираться и вытирать пыль, вытирать пыль и убираться – думаю, после картины она возненавидела это дело (смеется).

Питер Веббер и Скарлетт Йоханссон

Питер Уэббер и Скарлетт Йоханссон на премьере фильма "Девушка с жемчужной сережкой" (2003)

Про национальный голос в кино

Я бы обманул вас, если бы сказал, что обладаю какими-то глубокими знаниями об украинском кино. Но я точно знаю: сейчас ваша страна проходит через сложный период, и в это время национальный "голос" в кино становится особенно важным. Искусство вообще куда более значительно в тревожные времена, чем во времена счастливые. Что кинорежиссер сейчас может сделать для Украины? В первую очередь, рискнуть в своих работах задать животрепещущие вопросы – об истории нации, например, как это сделано в фильме "Поводырь" Олеся Санина. А еще кино может попробовать определить, как это – быть частью большой нации с глубокой историей. Как это сделать, можно проследить на примере американского кино: в середине 20-го века  Джон Форд, гениальный  мастер вестерна, обладатель четырех "Оскаров", своими фильмами  о диком Западе, об американской армии и брутальных американских мужчинах создал национальный миф о своей стране – и это при том, что история Америки куда более короткая, чем история Украины, например. И тем не менее, он очень помог американцам в процессе самоидентификации. Так что я уверен: в такие сложные и запутанные времена у украинских режиссеров большие шансы сделать что-то значительное.

Кадр из фильма "Ганнибал: Восхождение" Питера Уэббера (2006)

Реклама

О том, как правда преодолевает границы

Один из главных вопросов современной киноиндустрии – остается ли сегодня американское кино влиятельным? И еще более важный вопрос – насколько оно разнообразно? Не скучно ли зрителю? Все привыкли, что сила американского кинематографа – в суперкино, в многомиллионных блокбастерах. Но с каждым годом они все меньше собирают в прокате – публике становится скучно смотреть фильмы, снятые по шаблону, она легко предугадывает ход событий и уже не хочет платить за это деньги. Влияние переместилось на восток – тон задают Индия, Китай, Япония, арабские страны. Чем больше человек начинает интересоваться глобальными вопросами, тем более ценным для него становится национальное кино – как способ узнать о мире что-то большее. Пускай это кино частное и камерное, но  при всей своей локальности оно поднимает вопросы универсального масштаба. Это тот случай, когда правда преодолевает границы. 

"Не езжайте в Америку"

Будущие режиссеры, не езжайте в Америку: все  хотят в Голливуд, поэтому вы просто потеряете там деньги и приобретете наркозависимость. Лучше изучайте историю: почитайте, кто такой Годар, Эйзенштейн, посмотрите их фильмы. Ведь кино – это не только "делание" фильмов в прямом смысле слова. Режиссер должен работать над собой. 

Питер Веббер, Скарлетт Йоханссон и Колин Ферт

Питер Уэббер, Скарлетт Йоханссон и Колин Ферт на премьере "Девушки с жемчужной сережкой" (2003)

О голливудских звездах

Вкусы публики меняются, причем даже в самых поверхностных вещах, восприятии красоты, например. Вспомните Мэрилин Монро, главную красавицу голливудского кино 20-го века: сейчас вы не найдете на экране такой тип красоты – он не востребован, публика любит других девушек.

Важно понимать разницу между звездой и хорошим актером: не часто в одном персонаже уживаются эти две ипостаси. Звезда всегда  отлично выглядит и обладает харизмой, но зачастую все, что она делает  – просто играет разные версии себя самой. А хороший актер всегда готов изменить себя и трансформироваться во что-то другое – например, из очаровательной блондинки в чудовище, как сделала Шарлиз Терон в фильме "Монстр".

Питер Веббер и Скарлетт Йоханссон

Питер Уэббер и Скарлетт Йоханссон после церемонии "Оскар" (2004)

О церемонии "Оскар"

"Оскар" – это не так интересно, как вам кажется. То есть, конечно, это огромная честь – быть номинантом или лауреатом премии, и это приятные ощущения – находиться в зале во время церемонии, и только и вскрикивать: "О, Джек Николсон!", "О, Фрэнсис Форд Копполла!" Но есть одно небольшое "но" – церемония длится часами, она все продолжается и продолжается и потихоньку превращается в бесконечность, поэтому, если честно, это немного скучно. К тому же, в 2004 году, когда номинировали нашу команду, вышла третья часть "Властелина колец" Питера Джексона, и была очевидно, что наше маленькое немногословное кино проиграет этому эффектному гиганту. Так и случилось. А буквально за несколько часов до церемонии со мной произошел небольшой конфуз. Мы вышли из большого черного лимузина, который привез нас к кинотеатру Kodak, где проходит церемония, и двинулись ко входу. Проходя через охрану, со всех сторон я вдруг услышал крики публики: "Питер!", "Питер!" "Боже, откуда они меня знаю", – подумал я. Во-первых, "Девушка с жемчужной сережкой" был моим дебютным художественным фильмом, во-вторых, я англичанин – так что звездой я совсем не был. Но я подумал тогда: "Это восхитительно, когда тебя так встречают". А потом я оглянулся и увидел, что прямо за мной шел Питер Джексон, подарившей миру "Властелина колец" (смеется) Это был отличный урок человечности для меня!

Питер Уэббер

О том, как снять хорошее кино без денег

Деньги – это не важно, важно – это хорошая идея, сценарий и актеры. Более того, когда у тебя много денег – это плохо: с бюджетом в 200 миллионов  у тебя нет права на ошибку. А если у тебя всего 200 тысяч, тебе нечего терять: отсутствие денег делает тебя свободнее. 

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.