search Created with Sketch.
Suzy Menkes Международный редактор VOGUE
РУС ENG

Рианна возвращается в 70-е?

08 апреля 2015

Когда я увидела изображение Рианны, укутанной в салатовый мех, у меня перехватило дыхание. Я как раз возвращалась с выставки Ив Сен-Лорана в Париже, где был выставлен легендарный зеленый полушубок из скандальной коллекции YSL 1971 года. И тут же одна из самых ярких современных поп-звезд предстала в таком же образе от Versace.

Exhibition poster with YLS’s green fox coat worn by Willy Van Rooy, Couture collection spring-summer 1971

Rihanna performs onstage channelling the 1970’s look in a green Versace fur coat

The Green ‘chubby’ on display at the exhibition

Давайте разберемся с 70-и, которые однажды были провозглашены “эрой безвкусицы”, а сейчас являются основой нынешней моды.

Может быть Рианна и не вернулась “обратно домой” в 70-е, где ее ждала ванная цвета авокадо и горчичные шторы, но все же на Миланской неделе моды не было ни одного показа без замшевых курток, сумок с бахромой и сандалий на платформе, как и этих богемных шалей, которые стоят гораздо дороже, чем оригиналы времен хиппи.

 Detail of long evening coat with lip motif

Long evening coat with lip motif

На выставке YSL, которую организовал Фонд Пьера Берже и Ива Сен-Лорана и посвятил "Скандальной коллекции", показанной 29 января 1971 года, я поняла все о семидесятых, но так и не прояснила, почему они таковыми были. 

Я сидела заколдованная перед экраном, на котором показывали фильм о реакции на коллекцию Ива Сен-Лорана 1971 года: от знаменитых смокингов до черного пальто с красными губами с хрустальной сигаретой.

Пока я не увидела показ, я не могла представить, насколько сильно эта коллекция шокировала и разгневала публику, особенно во Франции, вызвав воспоминание о военных годах.

Рабочие рисунки Сен-Лорана, показывая твердые мужеподобные плечи в эпоху, когда мода следовала за легкими хиппи-образами, были только началом. Хотя многие вещи покажутся элегантными для современного человека, но цитаты прессы свидетельствуют об обратном.

Tuxedo with shorts reveals diamond straps in place of a bra

Gabardine pantsuit

Gabardine pantsuit with polka-dot printed chiffon blouse

“Грустное напоминание о днях власти нацистов – французская пресса атакует Ива”, – написали в Associated Press в Париже 1 февраля 1971 года. The International Herald Tribune 30 января опубликовали свое теперь уже знаменитое “Сен-Лоран по-настоящему ужасен”.

Элисон Эдбургем, известный  модный критик, написала следующее: “Ив Сен-Лоран нас не пощадил. Его коллекция - это триумф дурного вкуса… ничто не затмит этот китч... Плечи были увеличены, на них были эполеты… Иногда куртки сочетались с длинными брюками… Смокинги сочетались с шортами, а расстегнутые пиджаки одевались на голое тело, без бюстгальтера. Иногда на моделях были тонкие, небрежно драпированные шифоновые блузы, которые только подчеркивали наготу...”  

Я не могу припомнить ни одного другого обзора, в котором редактор был бы настолько шокирован. Я была настолько же заинтригована злобными комментариями, как и фотографиями того времени, на которых запечатлены тюрбаны, принты цвета охры, и пиджаки Y-формы, острые плечи которых символизировали феминисток, бросающих вызов мужчинам.

Также я посмотрела три фильма. Среди них французский телерепортаж о том времени и о немецкой стилизации парижского показа, которая напоминала ночной клуб в Берлине.

Sleeveless tailored jacket with exaggerated shoulders

Yves Saint Laurent – Collection board of the Spring-summer 1971 haute couture ‘Scandal’collection

Единственное, о чем я не узнала из увиденного – о природе гениальности коллекции 1971 года.  Было ли это, как предположил партнер Ива Сен-Лорана Пьер Берже, из-за того, что Палома Пикассо  ходила по парижским блошиным рынкам и одевалась в студиях кутюр в духе сороковых с платками, скрученными в тюрбан - и, возможно, именно этим вдохновила своего друга Ива.

В то же время, дизайнер перед смертью в 2008 году, рассказал мне совершенно другую историю: он вернулся в свои детские воспоминания о матери во времена войны в Африке. Она ходила одна по пляжу в бар, где собирались солдаты. И маленький Ив бежал за ней, путался в ее ногах, обутых в туфли на платформе, в развевающейся юбке в горошек с острыми плечами.

Многие другие дизайнеры, как, например, Кристиан Диор, вдохновлялись воспоминаниями своего детства - и особенно гардеробом своих матерей. Можно ли объяснить этим возрождение поздних семидесятых и ранних восмидесятых? Это поколение современных дизайнеров, которые смотрят назад в свое раннее детство. 

Willy Van Rooy models the collection

Фото: Hans Feurer / Elle / Scoop   © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent; GETTY; Sophie Carre © Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent

выставка · Рианна · Saint Laurent · Сьюзи Менкес ·