search Created with Sketch.
Suzy Menkes Международный редактор VOGUE
РУС ENG

Кризис в колледже

06 июня 2014

/>

Показ выпускников RCA MA Fashion Gala 2014: коллекции Faye Oakenfull (слева) и Ida Gro Christiansen (справа)


После шокирующего известия о смерти легендарного профессора колледжа Сentral Saint Martins Луис Вилсон и его студентов, а также после решения Венди Дагворти, декана факультетов моды Royal College of Art, после шестнадцати лет работы уйти на пенсию, два главных британских образовательных учреждения в сфере моды остались без руководства.


У британских fashion-университетов – кризис.


Выпускники St Martin’s 2014-го года покинули колледж с креативными, многообещающими и интригующим портфолио (как и их знаменитый соученик Джон Гальяно тридцать лет назад). Но и с кое-чем гораздо менее приятным: кучей долгов. После того, как в 2010-м году изменились законы о ценах на образование, приравнявшие британскую систему к американской, стало невозможно представить Ли Макквина – великолепного креативного сына таксиста – заканчивающим колледж сегодня.


Сейчас студенты всего мира буквально задавлены невероятными суммами, которые они должны заплатить за учебу, и угнетены необходимостью искать работу – любую работу – или кредиты, необходимые для начала своего дела.

В такой ситуации особую важность приобретает инициатива компании LVMH, которая на прошлой неделе наградила тремястами тысячами евро победителя модного конкурса Томаса Тейта, и выделила по сто тысяч каждому из тройки призеров. Другие существующие меценаты, особенно американский фонд СFDA Vogue Fashion, демонстрируют, какое внимание модная индустрия и ее luxury-конгломераты уделяют поиску талантов завтрашнего дня. В Италии Джорджио Армани оказывает финансовую поддержку молодым талантам каждый сезон.


/>

Лауреат премии LVMH, получивший приз размером в 300 тысяч евро, – дизайнер Томас Тэйт


Но на одного модного победителя-счастливчика приходится множество других, вынужденных ежедневно бороться с реалиями.


Сейчас студенты всего мира буквально задавлены невероятными суммами, которые они должны заплатить за учебу, и угнетены необходимостью искать работу – любую работу – или кредиты, необходимые для начала своего дела.


“Об этом не принято говорить, но, тем не менее, проблема существует”, – говорит Дагворти, которой ее обучение и начало карьеры обошлось в минимальные суммы.


Дагворти – декан факультета женской одежды в Royal College of Art. Она гордится глубиной работ своих выпускников для финального шоу года: интересные ткани, невероятные методы плетения и исключительная мужская одежда, сделанная под руководством преподавателей Тристана Вебера, Ика Раста и Сары Даллас. Но глава школы, вырастившая легендарных дизайнеров Осси Кларка и Зандру Родес, признается: единственный выход для талантливых студентов сегодня – стипендии. Остальным приходится соглашаться на любую работу, чтобы заработать.


На последнюю встречу Royal College of Art пришли многие успешные его выпускники – шляпник Филипп Трейси, эко-дизайнер Кристофера Раебурн, Питер Коппинг из Nina Ricci и Эрдем Моралиоглу, который благополучно строит собственный бизнес. 


/>

Дизайнер головных уборов Филип Трейси и Ике Раст, старший наставник отделения мужской моды RCA


“Сегодня изучать моду – настоящее испытание”, – говорит Эрдем. Самому ему удалось закончить Колледж только благодаря стипендиям он был достаточно талантлив, чтобы получать их без проблем.


Мой последний серьезный разговор с Луис Вилсон состоялся сразу после показов международных коллекций, за обедом с моим другом-фотографом Крисом Муром. Мы сидели в The Grain Store – новом комплексе на лондонском King's Cross. Громадный новый кампус находится далеко от общежитий, в старом здании в центре города – месте, которое Луис так стремилась покинуть и где свободно разгуливали будущие звезды моды вроде шляпника Стивена Джонса.


Со своими неизменными ругательствами, придающими беседе особый колорит, Луис бранила приток иностранных студентов. Да, они помогают колледжу оплачивать счета, но слишком робки и замкнуты в своей культуре и языке, чтобы профессор мог жестоко их обрезать, а затем наблюдать за цветением.


Процент иностранных студентов сегодня высок во всех колледжах. По словам Дагворти, учебные заведения Великобритании и других стран стремятся соблюдать примерно такую пропорцию: треть студентов из собственной страны, треть – из Европы и треть – из Азии. Но всем вышеперечисленным, как и многим другим иностранным студентам, необходимы богатые родители, чтобы позволить себе ежегодно платить минимум тридцать тысяч фунтов за обучение. Для иностранных студентов общее финансовое требование, кажется, сто тысяч фунтов, включая жилье, к окончанию курса.


Я несколько раз бывала в Academy of Art University в Сан-Франциско, в том числе и на шоу, которые проводятся там ежегодно во время Нью-йоркской Недели моды. Большинство студентов Академии – азиатского происхождения, и все они прекрасны. Но все без исключения либо имеют спонсора, либо смогли найти работу на неполный рабочий день.


/>

Луис Вилсон и Стивен Джонс


“Когда я училась в Saint Martins, это стоило восемь фунтов за семестр!” – вспоминает Глэдис Перинт Палмер, исполнительный fashion-директор в Университете Сан-Франциско и известный модный иллюстратор, вспоминая цены на обучение в лондонской школе времен конца 1960-х.


В самой большой Школе искусства и дизайна в Соединенных Штатах сегодня учится 18000 студентов. Но у ее президента Элизы Стефенс (это ее дедушка основал Академию в 1929-ом году) есть более амбициозные планы. Ее цель – за ближайшие пять лет увеличить количество учащихся до ста тысяч за счет увеличения онлайн-студентов, обучающихся на высокотехнологичных диджитал-курсах университета.


/>

Профессор Венди Дагворти и Сьюзи Менкес


“Когда мы создавали эту платформу, я поставила себе цель иметь возможность учить сто тысяч студентов», – говорит доктор Стефенс, которая верит в то, что любой желающий может пройти путь от cтроителя в Сан-Франциско до диджитал-платформы. По ее замыслу, домохозяйка из провинциального Висконсине или смышленый парень из Тайваня может проучится на онлайн- курсе, а потом прослушать семестр непосредственно в самом калифорнийском колледже.


/>

Глэдис Перинт Палмер наблюдает за тем, как приглашенная в качестве наставника Маргерита Миссони разговаривает со студенткой Academy of Art University в Сан-Франциско


Альтернативный онлайн-факультет, технологически быстрый и гиперсовременный – это прекрасно, но является ли он решением проблемы для образования в  сфере моды? Да, студенты могут получить знания, но при этом они лишаются консультаций с глазу на глаз с преподавателями и духа студенческого братства. С другой, позитивной, стороны, студенты, которые не могут позволить себе высшего образования из-за его цены, смогут развивать свои таланты онлайн.


Вот и ГЛАВНЫЙ вопрос. Может ли компьютер снизить стоимость фешн-образования и создать виртуальную студию в 21-м веке – в индустрии, где трогать и ощущать так же важно, как и видеть?


Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по этому поводу.

Сьюзи Менкес ·