search Created with Sketch.
Suzy Menkes Международный редактор VOGUE
РУС ENG

Bellissima! Об истоках итальянской послевоенной моды

03 декабря 2014

Лаудомия Пуччи позировала возле бирюзового платья с люрексом, которое ее отец Эмилио Пуччи создал в 1960-х. 

По другую сторону вьющейся экспозиции в римском музее Maxxi, Анна Зенья стояла рядом с костюмом Mila Schön – наследием из гардероба ее покойной матери.  

Laudomia PucciЛаудомия Пуччи

Maxxi Museum Bellissima exhibition with a red Valentino dressВыставка Bellissima в Maxxi Museum с красным платьем Valentino

Anita Ekberg wearing Bulgari for a press conference for the film Boccaccio ’70, 1961Анита Экберг в Bulgari на пресс-конференции фильма Boccaccio ’70, 1961

Но многие другие имена на выставке  Bellissima, Italy and High Fashion 1945-68 (открыта со 2 декабря по 3 мая) почти неизвестны. Экспозиция рассказывает о послевоенном периоде, когда кино, искусство и мода Италии восстанавливались из руин. 

Кинозвезды из "Голливуда на Тибре"  Ава Гарднер, Анита Экберг или Лана Тернер, все-таки более знамениты, нежели дизайнеры, которые их одевали. 

Но представляя эту интригующую выставку в римском музее современного искусства и изучая незнакомую территорию, Джованна Меландри, президент  Fondazione Maxxi, воплотила в жизнь свое желание перенести моду в сферу искусства. 

"В том периоде было много новаторства благодаря плодотворному взаимодействию моды и искусства", – cказала она о послевоенном десятилетии. 

Церемонию открытия выставки посетили многие знаменитости, прославившиеся в более поздний период - Карла Фенди, Фрида Джаннини, нынешний дизайнер Gucci, а также Розита и Анджела Миссони.  

И если выставка лондонского музея Виктории и Альберта об итальянской моде больше фокусировалась на модной индустрии, то экспозиция Bellissima смотрит на ранние шагиее зарождение. (Конечно, не обошлось без грациозной декоративной обуви Ferragamo для полноты картины.)

Интеллигентная и визуально привлекательная выставка появилась благодаря трио кураторов: Мария Луиза Фриза, Анна Маттироло и Стефано Тончи. Им удалось сделать релевантной моду, которая выросла в Италии в тени кутюрной славы Парижа.

Пока Баленсьяга выстраивал благородные силуэты, а Кристиан Диор создавал вечерние платья с напоминающими клетки корсетами времен молодости его матери, Италия создавала новую современность. Стефано Тончи указал на пальто Roberto Capucci, созданное в минималистичном духе произведений Лучо Фонтаны и платье 1962-го года из шелка дизайнера Джерманы Маручелли (с работами которой я вообще не была знакома), расписанное вручную Паоло Шегги. Наряд напоминал коллекции Prada 90-х годов, но у меня не хватило смелости спросить об этом у Миуччии за ужином!

Итальянская актриса Маргарет Маде и дизайнер Pucci Питер Дундас в музее Maxxi на Bellissima Gala в Риме
Итальянская актриса Маргарет Маде и дизайнер Pucci Питер Дундас в музее Maxxi на Bellissima Gala в Риме

Экспозиция, выстроенная на длинной волнообразной платформе, разделена на восемь категорий, от "художественной" до "экзотической". "Черно-белая" секция включает ошеломительный мех Fendi 1960-х  полосатая норка, созданная, могу поспорить, молодым и тогда совсем неизвестным Карлом Лагерфельдом.  

Bellissima: вытсавка итальянской и высокой моды в музее Maxxi в Риме
Bellissima: выставка итальянской и высокой моды в музее Maxxi в Риме
Bellissima: выставка итальянской и высокой моды в музее Maxxi в Риме
Bellissima: выставка итальянской и высокой моды в музее Maxxi в Риме
Пижамы-палаццо Irene Galiztine из шелка шантунг с золотыми листьями и хрусталем, 1962. Bellissima: выставка итальянской и высокой моды в музее Maxxi в Риме
Пижамы-палаццо Irene Galiztine из шелка шантунг с золотыми листьями и хрусталем, 1962. Bellissima: выставка итальянской и высокой моды в музее Maxxi в Риме

Секции пересекаются с аксессуарами, особенно привлекающими внимание цветными украшениями Bvlgari, главного спонсора выставки. Мне приглянулось колье 1967-го года из золота с рубинами, изумрудами, сапфирами и бриллиантами – оно выглядело очень современно. Меня также привлекла экстравагантная коллекция украшений из кристаллов на посеребренном алюминии Coppola & Toppo. И еще меня восхитили украшения из серебряных дисков, в которых была Карла Фенди, они очень подходили тому периоду в 1960-х. 

Миуччиа Прада и Стефано Тонки восхищаются выставкой
Миуччиа Прада и Стефано Тончи восхищаются выставкой

Мини-экраны с фрагментами фильмов и показов мод занимательны и современны. С ними сочетается одежда времен расцвета римской киностудии Cinecittà: развивающиеся платья Sorelle Botti, коктейльные платья Simonetta и зарождение стиля Valentino. 

Мне было приятно видеть сочные красные розы из пластика художника Альберто Бурри рядом с красным платьем Valentino 1961 года с аппликацией из роз; и был визуальный шок от двух почти идентичных салатовых нарядов Irene Galitzine и Renato Balestra, играющими живыми оттенками на фоне абстрактной композиции Карлы Аккарди 1950 года.

Слева направо: Миуччиа Прада с кураторами Стефано Тонки, Мария Луиза Фриза и Анна Маттироло
Слева направо: Миуччиа Прада с кураторами Стефано Тонки, Мария Луиза Фриза и Анна Маттироло

Голицина, как Pucci, была началом чего-то нового: расслабленной одежды с повседневным гламуром. Этот стиль включает наряды Irene Galitzine и мини-платья Pino Lancetti и Tiziani, дизайнером которого был Карл Лагерфельд.

A Roberto Capucci cracked coat, 1969Пальто Roberto Capucci, 1969

Rosita Missoni and Miuccia Prada enjoy the Bellissima exhibitionРозита Миссони и Миуччиа Прада наслаждаются выставкой Bellissima

Suzy with Carla FendiСьюзи Менкес и Карла Фенди

Затем последовали более знакомые 1960-е: геометричные мини-платья. Тончи объяснил противопоставление красных и голубых кубов Паоло Шегги 1969-го года и пластикового платья Roberto Capucci, красного, черного и белого цветов, созданного на два года раньше. 

Будем надеяться, что любители моды смогут сделать Рим и музей Maxxi своим направлением, поскольку такая фантазийная и информативная коллекция заслуживает отдельного путешествия. Тем более, что, по словам Тончи, это тот недостающий пазл модной мозаики, который демонстрирует происхождение моды 20-го века. 

Фото: Galitzine – Archivio Storico; Musacchio, Ianniello Napolitano, courtesy Fondazione MAXXI; Claudia Primangeli. Historical Archive Roberto Capucci Foundation

выставка · Prada · Emilio Pucci · Сьюзи Менкес ·