До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Новая мифология: Веня Брыкалин об архивах Хельмута Ланга в Афинах

"Как там могли оказаться эти вещи?", – с таким вопросом я впервые рассматриваю Instagram-аккаунт Майкла Кардамакиса и его проекта ENDYMA (на греческом оно буквально означает "вещь"). Майкл базируется в Афинах, откуда собирает и перепродает через Интернет одежду из раритетных коллекций Хельмута Ланга, Рафа Симонса и Вероник Бранкино. Сегодня архивная мода переживает бум по всему миру, но греческая столица – не самый очевидный для этого адрес. Чтобы увидеть собрание Кардамакиса вживую, я отправляюсь в Афины.

Джинсовые куртки, Helmut Lang, SS1997

Свою коллекцию, начатую в 2014 году, Майкл Кардамакис хранит в двухкомнатной квартире неподалеку от археологического музея. На фасаде здания – никаких опознавательных знаков, только скупая надпись на дверном звонке. Ожидать встретить тут массивную неоновую вывеску было бы глупо. Коллекционирование одежды, как и предметов искусства, – секретный мир, в котором тайные пароли и явки составляют часть игры.

Реклама

Помещение ENDYMA выглядит как студия начинающего дизайнера. Ценность содержимого выдают только белые чехлы, которыми покрыты рейлы с одеждой – так владелец пытается уберечь ее от пыли. Как все коллекционеры, Майкл предельно аккуратный и методичный. Вещи строго упорядочены по лейблам (коллекции Ланга занимают центральное место), затем по цветам (от белого к черному) и по размерам. Из-за этого студия Кардамакиса больше напоминает лабораторию, чем магазин. Новые поступления отсортированы по коробкам – там они ожидают мелкого ремонта перед тем, как занять свое место в коллекции.

Квартира-студия Майкла Кардамакиса в Афинах

"Часто клиенты не понимают, что практически любая из вещей здесь – уникальный экземпляр. Требуется много усилий, чтобы вернуть ей первозданный вид, – рассказывает Майкл. – Почти все свое время я посвящаю реставрации и реконструкции изделий. Увы, эта работа остается за кадром".

Собрание 24-летнего Кардамакиса насчитывает около 700 винтажных вещей из коллекций Helmut Lang (тех, которые создавал сам основатель бренда), а также раритеты из первых коллекций Raf Simons, Veronique Branquinho и коллекций Balenciaga авторства Николя Жескьера. Основной фокус – на интеллектуальной моде Миллениума (конца 90-х – начала нулевых). Но встречающиеся в его собрании вещи Burberry Prorsum и Gareth Pugh разных лет нарушают общую логику – дело тут не только во времени.

Коллекционировать дизайнерскую одежду Майкл начал в Лондоне, где изучал историю искусств. "Я находился в активных поисках себя – пытался представить, кем хочу быть, и собирал соответствующую одежду в Интернете. В то время бомбер или кожаную куртку из первых коллекций Рафа Симонса можно было купить меньше чем за 100 фунтов – смешные цены, если учесть качество технического исполнения и то, насколько актуальными они продолжают быть сегодня". Обстоятельства заставили Майкла вернуться в Грецию – он проходил обязательную службу в военно-морском флоте. За время, проведенное в море, Кардамакис через интернет собрал более 400 единиц.

"Студию в Афинах я открыл, чтобы у коллекции был свой дом, – рассказывает Майкл. – Собрание растет, но постоянно меняется. У меня нет других источников дохода, поэтому я вынужден продавать вещи, чтобы поддерживать проект на плаву. Но многие экземпляры берегу".

Пальто из мохера и альпаки с меховым воротником. Helmut Lang, AW1999

Свои сокровища Майкл знает досконально: может рассказать об особенностях кроя каждой вещи, в каком показе она участвовала и с какими модификациями впоследствии поступила в магазины, а также о повреждениях, с которыми досталось изделие. Как с продажей картин в случае с архивными дизайнерскими вещами важны редкость и провенанс – это влияет на их статус и цену. Например, одна из культовых вещей и предмет настоящей охоты коллекционеров – асимметричные майки с биоморфными вырезами из весенне-летней коллекции Helmut Lang 2004 года. Их в собрании Кардамакиса три, а цена стартует от 800 евро. Для сравнения – трофейную хлопковую футболку с логотипом HELMUT LANG на спине можно купить за 100 евро, искусственно состаренные джинсы обойдутся примерно в 200.

Архивное собрание ENDYMA в Афинах – часть глобального рынка архивной моды. Имена своих клиентов Майкл не разглашает, но признается, что среди них есть стилисты и представители модных лейблов, которые покупают дизайнерский винтаж в поисках вдохновения для будущих коллекций. Благодаря A$AP Rocky и Канье Уэсту спрос на моду конца 90-х растет, а с ними и число клиентов из рэп-культуры, которые вместо бриллиантов и толстовок Billionaire Boys Club начинают коллекционировать памятные (и редкие) вещи от Рафа Симонса и Йоджи Ямамото.

Канье Уэст в куртке Raf Simons, коллекция SS 2001

"Люди покупают винтаж по разным причинам, – говорит Кардамакис. – В архивных коллекциях Хельмута Ланга кто-то ищет вдохновение для своей работы. Есть клиенты, которые не могли позволить себе эти вещи раньше, и достигнув определенного уровня достатка, возвращаются к ним. А кто-то, как я, открывает для себя их историю только сейчас. Ценность этих вещей сводится к тому, насколько актуальными они остаются спустя все эти годы – и какой эстетический посыл могут нести".

Читайте также:

Книга на выходные: "Внутри Vogue: Дневник моего 100-го года", Александра Шульман

Один среди толпы: Веня Брыкалин о показе Рафа Симонса в Нью-Йорке

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.