search Created with Sketch.

Журнал: Стейси Мартин о главной роли в "Нимфоманке"

15 мая 2014

Дебют?Стейси Мартин в кино произвел эффект разорвавшейся бомбы. Сегодня юная девушка из фон-триеровской «Нимфоманки» – одна из самых ярких начинающих актрис мирового кинематографа, считает Джо Эллисон.




А кастинг-директор и говорит: «Не волнуйся, у тебя будет порнодублер и искусственная вагина». Это не заключительная фраза непристойного анекдота – просто Стейси Мартин рассказывает, как проходил кастинг на роль сексуально озабоченной юной Джо для «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Главная роль в более чем четырехчасовом киноисследовании на тему женской сексуальности, предпринятом одним из самых скандальных кинорежиссеров современности,?– сложно представить более смелый дебют. Тем не менее 22-летняя Мартин долго не раздумывала.


«Не то чтобы я рассчитывала получить эту роль: в мире и без меня полно темноволосых девушек, мечтающих стать актрисами,?– пожимает плечами Стейси, спокойно прихлебывая капучино в тишине Королевской академии.?– К тому же все вокруг твердили, как сложно пробиться в этой профессии, убеждали, что мне придется участвовать в убогих постановках, на которые никто не ходит, что меня будут забрасывать гнилыми помидорами. И вот я съездила в Копенгаген на пробы к Ларсу, вернулась в Лондон, продолжала учиться и ждала, что же будет дальше. А дальше была поездка в Бельгию на съемки “Нимфоманки”».


Зимой на мировой премьере в Копенгагене фильм объявили шедевром, и весной «Нимфоманка» в двух частях добралась до кинотеатров Украины. Картина состоит из серии диалогов между 50-летней Джо (в исполнении Шарлотты Генсбур, под которую, собственно, и писался сценарий) и ее спасителем, добрым самаритянином (его играет Стеллан Скарсгард), который однажды ночью наткнулся на нее, полумертвую, на улице. Каждая глава этой своеобразной исповеди начинается с некой случайной детали и раскрывает, как постепенно Джо все больше подчиняется прихотям своего либидо: героиня Мартин проходит путь от невинного подростка в стадии сексуального пробуждения до взрослой 32-летней женщины, выходящей замуж. С этого момента в игру вступает Генсбур, чья героиня ищет удовлетворения гораздо более темных и пугающих страстей.


Как и большинство картин фон Триера, «Нимфоманка» вызывает целую гамму чувств: ужас, отвращение, восхищение, раздражение, смех, нежность и злость, иногда все вместе. И хотя много говорится об исключительной откровенности фильма, волнующим его не назовешь. Как, впрочем, и эротичным. Мартин со своим непроницаемым лицом, хрупкой фигуркой и загадочной неподвижностью привносит в образ ощущение холодной невозмутимости. «Мы обсуждали ее образ с Ларсом,?– говорит Мартин о своей героине,?– и решили, что Джо из тех людей, которые не считают нужным что-то объяснять. Она не ищет оправданий, она довольна своей жизнью. Наша беседа очень помогла мне, дав ключ к роли: Джо не думает, что кому-то что-то должна».


Говорят, в Мартин фон Триер нашел новую любимицу – актрису, к которой, как к Генсбур, Скарсгарду или Уиллему Дефо, он будет еще не единожды возвращаться. При этом режиссер известен своими эксцентричными выходками: он настолько допек Бьорк на съемках «Танцующей в темноте», что, по словам очевидцев, она прямо на площадке съела свой костюм. А после необдуманных слов о нацизме на Каннском кинофестивале в 2011 году ему пришлось скрываться от журналистов. Так каково это – работать с Ларсом фон Триером?


«У Ларса куча комплексов и тревог. И у него датское чувство юмора,?– рассказывает Мартин.?– А датский юмор в других странах не всегда понимают, но режиссер этого не осознает. А если бы Ларс сейчас вошел сюда, вы вряд ли обратили бы на него внимание: он очень скромный и тихий. Вечером накануне съемок он отвел меня в сторону и сказал: “Я не смогу снять этот фильм, если ты чувствуешь себя неловко в моей компании или во время съемок сцены. И даже если определенная неловкость возникнет, что я вполне могу понять, ты обязательно должна сказать мне об этом. Иначе мы не сможем двигаться вперед”».




Для Мартин залогом внутреннего комфорта стала дублерша для порнографических сцен, удивительно плоскогрудая актриса, «которая пользуется огромной популярностью в Германии», и вышеупомянутая искусственная вагина. «Ничего страшного в этом не вижу,?– говорит Стейси.?– Это значит, что я не зацикливалась на чувстве дискомфорта, а думала о работе, о сцене, о том, что мне нужно сделать, и это было самым важным.?– Она задумывается на мгновение.?– И заметьте, на то, чтобы надеть ее, у меня каждый день уходило по три часа, потому что сначала нужно разместить жесткий слой (ведь смысл в том, чтобы ты ничего не чувствовала), потом идет слой, имитирующий кожу, а потом цепляют что-то вроде куриного филе и пытаются все это загримировать. Это хрупкая конструкция, к которой потом еще добавляются волосы. У меня есть фотография. Если хотите, могу показать».


Несмотря на свою по-модильяновски невозмутимую внешность, Мартин гораздо дружелюбнее и обаятельнее, чем может показаться на первый взгляд, она искренняя и остроумная. Стейси родилась во Франции, однако, когда ей было семь лет, семья переехала жить в Токио. В Париж Мартин вернулась уже подростком – с тем чтобы в 18 сбежать в Лондон «в поисках свободы» на курсы журналистики и культуры в Лондонском колледже коммуникаций. Чтобы пополнить скромный студенческий бюджет, она подрабатывала моделью. К этому занятию актриса относилась философски, хотя и без особого энтузиазма. «Финансовая независимость была для меня огромной роскошью,?– объясняет она.?– Работа моделью дала мне эту независимость и научила ответственности. Мне не пришлось работать в «Макдоналдсе». Я смогла отложить денег на понравившиеся курсы».


Мартин заработала достаточно, чтобы пойти на курсы актерского мастерства в студии Actors’ Temple, где продолжает заниматься по сей день. Но для настоящего успеха на модельном поприще она оказалась слишком «крошечной». Сейчас Стейси по-прежнему миниатюрна, ей с трудом удается подобрать себе наряд Saint Laurent для светских мероприятий. «В конце концов я просто надеваю джинсы». И при этом глаз от нее не отвести: длинные каштановые волосы, алебастровая кожа, тонкие руки, стройные ноги. Она предпочитает тот же андрогинный стиль, что и ее кинодвойник Генсбур,?– обтягивающие джинсы, кашемировый свитер. Так же, как и Генсбур, она говорит по-английски, округляя и четко произнося каждую согласную, словно ученица Челтнемской школы для девочек. О том, что английский – не ее родной язык, я вспоминаю лишь тогда, когда она просит пояснить значение слова effervescent («искрящийся»). А ведь это именно о ней: искрящаяся, пусть и в очень сдержанной манере,?– как глоток шампанского.


Одно можно сказать с точностью: Мартин совершенно не похожа на других начинающих актрис, с заранее заготовленными забавными историями, отрепетированными акцентами и целым репертуаром песен. Она дружелюбна без желания нравиться, умна без ложной скромности; она не стремится произвести впечатление. Сейчас Стейси живет в Восточном Лондоне вместе со своим парнем – богемным ботаником, который увлекается музыкой и живописью. Он видел фильм, познакомился с Ларсом и «с завидным спокойствием» наблюдал за тем, как его девушку лишает девственности Шайа Лабаф.


После дебюта Мартин уже успела сняться в британской драме Barking at Trees и согласилась участвовать в фильме американского режиссера Энтони Лучеро. Но что может затмить такой старт? Мартин настроена оптимистично. «Я просто хочу увидеть, куда жизнь меня заведет. И даже если я ничего не добьюсь, то всегда смогу сказать, что снималась у Ларса фон Триера. И что у меня есть порнодублер»,?– смеется она.


Ларс и его женщины: на главные роли фон Триер всегда выбирает исключительных актрис


ЭМИЛИ УОТСОН, «Рассекая волны», 1996

В истории о супружеском долге и преданности Уотсон досталась роль, от которой отказалась Хелена Бонэм Картер,?– Бесс?Макнил. Дебют принес ей номинацию на премию «Оскар».



 

БЬОРК, «Танцующая в темноте», 2000 

На съемках черного мюзикла Бьорк постоянно скандалила с фон Триером. Впрочем, роль в нем принесла ей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.




НИКОЛЬ КИДМАН, «Догвилль», 2003

Фон Триер убедил Кидман сняться в экспериментальной драме, где ее превращают в рабыню, заковывают в кандалы и истязают. В конце он дарит ей право на по-своему справедливый, пусть и кровавый, суд.




ШАРЛОТТА ГЕНСБУР, «Антихрист», 2009 

На сегодня самый скандальный из фильмов фон Триера: Генсбур и Уиллем Дефо играют скорбящих родителей, отправившихся после смерти маленького сына «на лечение» в лесную хижину. Кино не для слабонервных.




КИРСТЕН ДАНСТ, «Меланхолия», 2011 

В этой апокалиптической драме с роскошным видеорядом Данст досталась роль дочери, страдающей от приступов депрессии и вынужденной остаться на попечении сестры. Прекрасная версия конца света.




СТЕЙСИ МАРТИН, «Нимфоманка», часть 1, 2014 

 

Мартин играет девушку Джо от подросткового возраста до свадьбы. Ее обуревают плотские страсти и безудержное стремление к сексуальным приключениям.


 

интервью ·

Еще в разделе Культура

Популярное