search Created with Sketch.

Журнал: Сдать в гардероб

25 ноября 2014
Журнал: Сдать в гардероб

На новый перформанс, который Оливье Сайяр покажет с Тильдой Суинтон во время Festival d’Automne в Париже, стоит надеть любимое пальто. Актриса и директор музея во время представления Cloakroom («Гардероба») собираются сформировать коллекцию из одежды гостей, которую те сдали в гардероб (отсюда и название). Замысел прост: наперекор современной моде идти не от новизны, а от ценности вещи. В финале у гостей появится дополнительный повод ценить дорогую сердцу вещь: возможно, ее примерит Тильда или расхвалит Оливье.

Оливье Сайяр, директор парижского музея моды Galliera
Оливье Сайяр, директор парижского музея моды Galliera

«Моя обязанность в музее – предотвращать диктат новизны. Я хочу смотреть на моду, сделав шаг назад в пространстве и во времени» – свое программное заявление Оливье Сайяр, директор музея Galliera с 2010 года, подтверждает не только блестящими выставками, но и собственными перформансами. В его распоряжении – огромная коллекция музея: более 40 тысяч единиц одежды и 50 тысяч аксессуаров, самый раритетный из которых был создан в 1750 году. Энтузиаст в деле fashion-образования нашел нишу, где можно объединить историю моды с искусством, причем зрелищным – перформативным.

Фото перформанса Models Never Talk, сентябрь 2014
Фото перформанса Models Never Talk, сентябрь 2014
Анонс проекта Cloakroom, 22-29 ноября, Париж
Анонс проекта Cloakroom, 22-29 ноября, Париж

«Представление, которое мы придумали, отражает идею преемственности в одежде», – рассказывает Оливье Сайяр о новом проекте с Тильдой Суинтон. Он не просто поклонник ее «странной красоты» – ему нравится, как она трактует роль автора в процессе творчества. Собственно, в своих перформансах Сайяр отдает ей половину ответственности: он – идейный создатель каждого представления, она – импровизационный, обыгрывающий конструкцию перформанса и вдыхающий в него жизнь. С Тильдой Оливье сделал уже три акции, а до нее делал сольные проекты. На одном из них, например, он зачитывал эпитеты кутюрных платьев, которые зрители должны были представить.

«Я не вижу разницы между выставкой и перформансом. Думаю, при помощи последнего проще вызывать эмоции, потому что он весь – о жизни»

Тильда Суинтон в проекте Cloakroom, ноябрь 2014
Тильда Суинтон в проекте Cloakroom, ноябрь 2014

Как вживляется текст в его представления, могли видеть зрители проекта Models Never Talk («Модели никогда не говорят»), который Сайяр устроил на Нью-Йоркской неделе моды в сентябре. Вопреки названию, его модели (семь европейских манекенщиц эпохи 1980-90-х) говорили – вспоминали показы и примерки у Лорана, Монтана, Мюглера, Готье. «Помнят одежду так же хорошо, как и своих любовников», – отзывались гости. Оливье Сайяр был в восторге: он всегда ищет повод рассказать, как любит прослеживать почерк дизайнера в каждой вещи.

«Перформанс – это новая форма знания», – говорит Сайяр, ничуть не бравируя. Он начисто лишен фирменного парижского снобизма, извиняется за плохой английский и с невероятным энтузиазмом рассуждает о том, как важно знать историю моды. «Я не вижу разницы между выставкой и перформансом: он мне видится чем-то вроде 40-минутной выставки. Я думаю, что при помощи перформанса проще вызывать эмоции, потому что он весь – о жизни».

*С 22 по 29 ноября, музей Galliera, Париж

Фото: Gregoire Alexandre. Текст: Татьяна Соловей

выставка · Тильда Суинтон · искусство ·

Еще в разделе Культура

Популярное