До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

ЖУРНАЛ: Путеводитель по Венецианской биеннале

Вместе с летом стартует Венецианская биеннале. Украину на ней представляют: государственный павильон, PinchukArtCenter, галерея Мироновой плюс сами художники отдельно. На вернисаж собирается Валентина Клименко


Венецинская биеннале открыта для публики с 1 июня до 24 ноября, но с 29 по 31 мая, в дни превью для профи и прессы, в очередях к популярным павильонам и на вечеринках гарантированно встретишь топ-100 самых влиятельных арт-деятелей  по версии Art-review в полном составе. Порхающих по венецианским мостикам кураторов и галеристок в коктейльных платьях и выразительных украшениях впору помещать в отдельную витрину. Так балансировать на грани моды и искусства – работа не менее творческая и интеллектуальная, чем составление экспозиций.



Работа Сары Зе "Портативный планетарий", 2010

 

Украинское присутствие в Венеции – многоуровневое. Государственное: в национальном павильоне комиссар Виктор Сидоренко, кураторы Александр Соловьев и Виктория Бурлака скомпоновали работы передовых художников из поколения тридцатилетних – Жанны Кадыровой, Николая Ридного и Гамлета Зиньковского. Институциональное: PinchukArtCenter презентует работы финалистов Future Generation Art Prize. Галерейное: Mironova Gallery представляет участницу прошлой биеннале Оксану Мась в проекте Glasstress, связывающем современных художников и мастеров муранского стекла. И, наконец, частная инициатива художников – классики украинского contemporary art Виктор Сидоренко, Олег Тистол, Николай Маценко, Марина Скугарева, Анатолий Криволап, Арсен Савадов, Василий Цаголов, Павел Керестей общими усилиями снимают помещение и делают выставку.

 

Кроме того, в Венеции состоится презентация книги об участнице украинского национального павильона Жанне Кадыровой российского издательства "Майор": первая часть тиража будет украино-английской, вторая – русско-английской.

 

"Наш выбор художников продиктован не соображениями политкорректности, он сделан только с точки зрения искусства, – говорит Виктория Бурлака. – Да, у нас есть обойма классиков, но все равно молодое искусство сейчас играет главенствующую роль. Проект "Памятник новому памятнику" – о восприятии истории молодыми художниками. Поколение тридцатилетних относится к нашему прошлому очень адекватно, у них есть некая тоска по эстетической утопии. То есть, это советское прошлое не является предметом ностальгии, но оно отложилось в подсознании и отрицать его бесполезно".

 

Проект включает реплику скульптуры Кадыровой "Памятник новому памятнику" – нечто под белой кафельной простыней, чистая потенциальность, это может предназначаться любому герою, удобному любой идеологии. Видео Николая Ридного о демонтаже монумента в Харькове, полуабстрактные монументальные гранитные формы, воссоздающие дух уходящей эпохи, и его новый проект "Бомбоубежище". А также два проекта Гамлета Зиньковского – графика в спичечных коробках и серия рисунков "Наедине с собой".

 

"Спецэффектом", которые так любят в Венеции, должна была стать площадка перед палаццо Лоредан со множеством цементных лучей Жанны Кадыровой из ее проекта "Неявные формы", но бюджета хватило только на полугодовую аренду палаццо Лоредан, приезд делегации и скромное производство. А много цементных лучей Кадыровой – это нескромное производство, поэтому спецэффектов стоит ждать от других участников биеннале.

 


Джонатас де Андраде. "Ностальгия, классовое чувство", 2012. Участник выставки финалистов Futur? Generation Art Prize


Британцы, например, покажут надувной Стоунхендж Джереми Деллера в проекте Sacrilege. Немцы выставят в своем павильоне интернациональный квартет: Ромуальда Кармакара из Германии, Санту Мофокенга из ЮАР и Дайанита Сингха из Индии во главе с китайцем Ай Вэйвэем. Бельгийская художница Берлинде де Брейкере пригласила на роль куратора своей выставки лауреата Нобелевской премии по литературе, писателя из ЮАР Джона Максвелла Кутзее, что само по себе – спецэффект. США представляет художница Сара Зе, которая обычно создает сложносочиненные инсталляции из бытовых предметов. Ее проект обыгрывает особенности пространства американского павильона, построенного в 1930-х годах в стиле Палладио.

 

Нынешняя выставка принесла миру утешительные новости: contemporary art – больше не зло. Дебют Ватикана на 55-й Венецианской биеннале можно считать началом отпущения грехов актуальному искусству. Говорят, в павильоне Ватикана в Арсенале будут представлены рефлексии важных современных художников на темы из библейской Книги Бытия – от сотворения мира до строительства Вавилонской башни, но состав его участников покрыт тайной.

 


Инсталляцию "Мир принадлежит тебе" Джоана Васконселос уже показывала в Венеции в 2011 году. 

В 2013-м Джоана одна представляет Португалию 


Такой же режим секретности соблюдает только Россия, которая по случаю 100-летия русского павильона в Джардини в качестве куратора пригласила директора Национальной галереи Берлина Удо Киттельмана: в 2001 году он завоевал главный приз биеннале – Золотого Льва – для немецкого павильона. Киттельман обещает сделать вместе с маститым представителем московского концептуализма Вадимом Захаровым нечто экстраординарное. Фонд комиссара российского павильона Стеллы Касаевой – Stella Art Foundation – издает к юбилею книгу "Русские художники на Венецианской биеннале. 1895-2013".



Винтажная работа Дроссоса П. Скилласа

"Три сестры", 1950-1953, представлена в главном проекте биеннале

 

Жаль, украинцы не попали в главный, кураторский проект "Энциклопедический дворец", который объединяет работы ста пятидесяти художников из тридцати семи стран мира. "Я чувствую потребность сделать что-то необычное", – сказал куратор нынешней Венецианской биеннале Массимилиано Джиони и выбрал идею итальяно-американского художника-самоучки Марино Аурити – создание единого музея всех знаний и открытий человечества. Аурити даже сделал макет и в 1955 году запатентовал энциклопедический дворец, "А теперь, когда не "Британика", а "Википедия" правит миром, и когда научные знания соперничают с авантюрными теориями, упорядочить, структурировать потоки информации и фундаментальные открытия – особенно важно", – считает Джиони.



"Almech", Павел Альтхамер 

 

В параллельной программе тоже много интересного. Фонд Prada в СaCorner della Regina воссоздаст знаковую, революционную выставку 1969 года "Когда отношения обретают форму" швейцарца Харальда Зеемана, которого называют первым независимым куратором в нынешнем понимании этого слова. Он был куратором "Документы" и дважды – Венецианской биеннале. Упакованное в тряпку художниками Христо и Жанной-Клод здание Кунстхалле в Берне – тоже его проект. В 1980-м Зееман создал в Венеции секцию для молодых талантов "Открыто" и действительно открыл новые имена и направления. Сейчас кураторыДжермано Челант, Томас Деманд  и Рем Колхас обращаются к его проекту "Когда отношения обретают форму" и представляют оригинальные инсталляции Сола Ле-Витта, Ричарда Серра, Евы Гессе, Класа Олденбурга, Карла Андре из той знаменитой выставки. А также  подборку фотографий, видео, книг и писем, относящихся к ней и ее историческому контексту, неизвестные материалы из архива Зеемана.



 Работа Никола Константино "Ева – Аргентина. Современная метафора", 2013, 

выставляется в проекте "Энциклопедический дворец"


Музей Гуггенхайма представляет проект ирано-британского художника Ширазе Хошиари "Breath" четырехканальное видео с одновременным исполнением буддистских, христианских, исламских и иудаистских песнопений.

 

А китайский арт-диссидент Ай Вэйвэй делает проект "Straight" с арматурой от разрушенных зданий, продолжая тему Сычуаньского землетрясения 2008 года.

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.