search Created with Sketch.

ЖУРНАЛ: Опасные танцы

16 ноября 2013
17 ноября звезда мирового балета украинец Сергей Полунин приехал в Киев, чтобы станцевать в Национальной опере «Жизель» со Светланой Захаровой. Криста Д’Суза вспоминает, как остепенялся этот вундеркинд от балета и самопровозглашенный бунтарь



Сергей Полунин известен в балетном мире как «плохой парень». Не нужно быть заядлым балетоманом, чтобы знать его имя: 23?летний украинский красавец, в 19 ставший самым молодым премьером в истории лондонского Королевского балета,?– один из тех гениев, чье имя упоминается в одном ряду с Нуреевым и Барышниковым. После головокружительного старта в Королевском балете, где на него одна за другой посыпались ведущие партии, казалось, что будущее великого танцора современности ему обеспечено. Тем большим потрясением стали события зимы 2012 года, когда на самом пике карьеры он вдруг ушел с репетиции и больше не вернулся.


В июле на сцене лондонского Колизея состоялась премьера балета «Коппелия», первой постановки с участием Полунина после его исчезновения. С Сергеем мы знакомы давно. В последний раз виделись с ним и Хелен Кроуфорд после его выступления в «Маргарите и Армане» на сцене Ковент-Гардена, всего за несколько месяцев до скандала с уходом. Хелен – солистка Королевского балета, она старше на 9 лет, и в то время у них был роман. Сергей рассказывал о ничтожных заработках танцора и о том, как ему хочется попасть в fashion- или киноиндустрию. По беспокойству Сергея, по чувствующейся неудовлетворенности можно было понять: в душе у него что-то зреет. 




«Да, я странно вел себя в тот вечер,?– говорит Сергей с застенчивой, немного нервной улыбкой.?– Но сейчас, когда со мной Игорь, я вновь чувствую себя в порядке. Обычно терпеть не могу, когда мной пытаются управлять, но с ним – другое дело». Речь идет об Игоре Зеленском, его наставнике и художественном руководителе знаменитой московской балетной труппы театра им. Станиславского Немировича-Данченко, на сцене которого Полунин танцевал «Коппелию». Зеленский – новый руководитель Сергея, высокий блондин с внешностью типичного русского злодея из бондианы.


Полунин же, в отличие от своего сценического образа гуляки и фанфарона, в повседневной жизни кажется почти подростком. Только когда он делает несколько па, умудряясь передать целую бурю эмоций, лишь слегка подняв подбородок и чуть развернув ладонь, начинаешь понимать всю силу его мастерства и феноменального таланта. Скулы, необычный разрез изумрудных глаз, стройное жилистое тело профессионального танцора, сплошь покрытое татуировками... Неудивительно, что Полунин привлек внимание Гаса Ван Сента, Брюса Вебера (который снял его в ролике для Dior Homme) и голливудских продюсеров, предложивших Сергею роль русского вампира в очередном «сумеречном» проекте, от участия в котором он, однако, отказался.


Сергей с готовностью объясняет, что значат отметины на его теле. I am not human?/?I am not God?/?I am hwo (sic!) I am («Я не человек, я не Бог, я – это я») – гласит татуировка. На груди над левым соском – глубокие шрамы от ран, которые он сам себе нанес бритвой. «Мне нравятся шрамы,?– пожимает плечами Сергей.?– Жаль, что эти не настоящие, не полученные в бою, но что поделаешь».



Сергей Полунин и Кристина Шапран в балете «Коппелия»


Полунин родился в 1989 году в Херсоне. Семья жила бедно, но его мать была честолюбива и в 3 года отдала своего единственного сына в балетную студию. Когда в 13 лет Сергей поступил в юношескую балетную школу Уайт-Лодж, он по-английски и двух слов не мог связать. Благодаря высокому уровню, заданному в киевской балетной школе, замкнутый и стеснительный Сергей оказался в одном классе с ребятами, которые были старше его на два года. Он самостоятельно учил английский по курсу Linguaphone, а все свободное время проводил на репетициях или просматривая записи других танцоров.


Первые признаки бунтарства проявились во время последнего семестра выпускного класса, когда ему позволили снять собственное жилье в Сохо. К 21 году и без того склонный к депрессии Сергей стал стремительно выходить из-под контроля – пропускал утренние репетиции, увлекся игровыми автоматами и экспериментировал с наркотиками. Он даже хвастался в «Твиттере», что принимал кокаин перед выступлением в Ковент-Гардене и что не прочь попробовать героин.


«Да, но что касается последнего, ?– это была шутка,? – он снова застенчиво улыбается.? – Хотя я никогда не стремился быть пай-мальчиком. Но благодаря Игорю я изменился. Как ни странно, сначала он не вызвал у меня доверия. Никогда и ни с кем раньше у меня не было такой бескорыстной дружбы. Я не понимал, в чем его интерес: он что – гей? Но спустя семь месяцев пришел к выводу: некоторые люди просто подходят друг другу, вот как мы с ним».


Сейчас Полунин живет и занимается в Москве под чутким руководством Зеленского, который в свое время был премьером Мариинского театра и протеже Нуреева. Сергей забросил «Твиттер» и Xbox и распрощался с приятелями-наркоманами. Время ночных загулов в прошлом, хотя главную угрозу для формы танцора представляют как раз не они, а отпуска, считает Полунин. «Можно спокойно гулять и пить, когда активно работаешь: все токсины просто выйдут с потом,?– говорит Сергей.?– А вот мускулы теряешь всего за неделю. Именно поэтому не люблю уезжать надолго. В конечном итоге отпуск не стоит усилий и времени, затраченных потом на то, чтобы вернуться в форму». Правда, это несколько противоречит его хвастливым заявлениям, что репетиции нагоняют на него скуку и что ему не нужно разогреваться: «Разве лев или тигр разогревается перед прыжком? Нет. Он сразу нападает».


Полунин постоянно грозится уйти со сцены в 26 лет. «Я сказал ему, что в балете у него есть еще как минимум десять лет,?– говорит Зеленский.?– Балет – это не спорт, ты можешь танцевать и в 45. Но Сергею нужен кто-то вроде меня, чтобы направлять. Проблема в том, что он настолько талантлив от природы, что ему даже не приходится прилагать усилий. А если бы он хоть чуточку постарался? Боже мой, результат вы себе и представить не можете».



На гала-концерте «Звезды балета XXI века» в Кремлевском дворце 

Еще в разделе Культура

Популярное